Тотышева Е.А. ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Библиографическое описание: Тотышева Е.А. ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 1 (44). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/44.pdf.
При изучении правил русского языка, встречается много слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Для лучшего запоминания словарных слов необходима активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность работы:
1. активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
2.обучающий характер учебной деятельности;
3. регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.
При первичном знакомстве со словом мы используем следующий алгоритм действий и приёмы:
1. Знакомство с новым словарным словом:
Загадки, ребусы, описание предмета, шифровка, рисунок.
2. Знакомство с лексическим значением слова и историей его возникновения.
3. Работа со словом:
- звуковой анализ слова (произносим — выделяем слоги — ставим ударение — интонируем все звуки);
- демонстрация зрительного образа слова (демонстрация правильного начертания слова на доске, карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить);
- орфографическое чтение;
- установление разницы в произношении и написании;
- решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?» (ученики пробуют подобрать проверочные слова — очень полезное задание для осознания общего способа действия);
- запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
- разбор по составу.
4. Закрепление
- подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
- определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений;
- подбор синонимов, антонимов.
- Пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная и требующая от учителя использования большого разнообразия приемов, при помощи которых не только закрепляются, но и упрочняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.
Для лучшего запоминания словарных слов можно использовать следующие приемы:
1.Мнемотехника
Смысл данного приёма в том, что необходимо увидеть сходство формы буквы и предмета. Запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно.
2. Приём Чепушина
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым ребята ранее познакомились на уроке, записывается столбиком. На каждую букву этого слова дети записывают уже изученные словарные слова. Затем из данных слов составляются мини – тексты, либо записываются отельные предложения.
Р – ромашка
Я - яблоня
Б - береза
И - издалека
Н - народ
А- аккуратно
3.Классификации
(группировка и запись слов по признакам):
1. По составу слова;
2. По буквосочетаниям;
Корова, сорока, пороша, город, горох.
3. По значению.
Птицы:
Ворона, воробей, снегирь, сорока.
4.Убери лишнее
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые нужно убрать по определенному признаку.
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные.
БЕРЁЗА
5.Шифровальщик
Суть этого приёма заключается в том, что учащимся в таблице даётся определённый набор букв. Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий.
Н
Ь
В
Ц
У
Ф
И
Ш
З
К
Ъ
Е
П
Т
Д
Б
Ч
С
Ж
Й
1. Зачеркните буквы, не дающие никаких звуков
2. Зачеркните согласные буквы, дающие всегда твердый звук.
3. Зачеркните пары согласных букв по глухости-звонкости.
4. Зачеркните букву, которая даёт всегда мягкий согласный звонкий звук.
Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. Разнообразие методов и приемов словарной работы в начальных классах, повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
Библиографический список
1. Же- дек П. С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. // Под ред. М.С. Соловейчик. М.: 1993 и послед.
2.Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.
3. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.