Публикации
2023-10-03 14:11 2022 (№ 32-43)

Юмаева О.Н. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ ТЕХНИКА «КИНУСАЙГА» КАК ЭЛЕМЕНТ КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Библиографическое описание:
Юмаева О.Н. Декоративно-прикладная техника «Кинусайга» как элемент коррекции оптической дисграфии младших школьников с ОВЗ // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.

С каждым годом увеличивается число детей с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, что проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме младших школьников.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости обучающихся, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих обучающихся к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв. Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом (П - Т, Л - М, И - Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В - Д, Э - С). Одним из проявлений оптической дисграфии является «зеркальное письмо»: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга, особенно характерно данное нарушение для детей с задержкой психического развития [2].

Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционной работы по направлениям:

1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);

2. Расширение объема зрительной памяти;

3. Формирование пространственных и временных представлений

4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;

5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;

6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство [7].

Кинусайга – это разновидность декоративно - прикладного творчества, одна из универсальных технологий, которая позволяет в себе сочетать несколько направлений деятельности: используется в коррекционной работе, воспитательной работе, проектной деятельности и т.д.

Данная технология может показаться разновидностью кружковой работы, но на самом деле это не дополнительное образование, а коррекционно-развивающая работа, которая абсолютно укладывается в любую программу развития младших школьников с речевыми нарушениями.

Есть масса технологий, которые всем уже известны, понятны и изучены. Есть технологии, которые пока незаслуженно не получили достаточно широкого распространения. Кинусайга – одна из них. Материалом для выполнения картин служит ни что иное, как обрезки ткани, которым дают новую жизнь. Кинусайга напоминает чем-то лоскутное шитье, но иглы с нитками при этом не потребуется. Поэтому данную технику рукоделия еще называют “пэчворк” без иголки.

Необходимые материалы, для того чтобы выполнить данную работу, вполне доступны: утеплитель; обрезки ткани (лучше шёлк, хлопчатобумажная, атлас); ножницы; стек/зубочистка; канцелярский нож; простой карандаш; клей-карандаш.

Ход работы. На утеплитель наносится контурный рисунок простым карандашом, после чего готовятся все необходимые расходные материалы. Рисунок прорезается канцелярским ножом, затем края ткани заправляются стеком в полученные бороздки (при необходимости можно фиксировать ткань клеем). Для придания объёма деталям рекомендуется использовать синтепон.

Задача обучающегося – повторить тот же элемент: на индивидуальном рабочем листе утеплителя, затем на альбомном листе карандашом. С каждым разом элементы усложняются, тем самым развиваются:

- пространственное и кинестетическое восприятие;

- внимание;

- мыслительные операции: координация, сравнение;

- мелкая моторика;

- творческое мышление.

Декоративно-прикладная техника «кинусайга» доставляет школьникам радость общения, радость совместного познания, труда, игры. Данная технология интересна для детей, так как это не предметная проектная деятельность, она мотивирует и, не утомляя, даёт практический результат в коррекции оптической дисграфии.

Используемая литература:

1. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – С.Пб.: КАРО, 2008. - 96 с.

2. Дергачева Н.С. Коррекция дисграфии младших школьников [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/korrekciya-opticheskoy-disgrafii-mladshih-shkolnikov-3608959.htmlоптической (дата обращения: 05.0.3.2020).

3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

4. Крулехт М.В. «Дошкольник и рукотворный мир». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

5. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с.

6. Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.

7. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С. 190-212.

8. Юмаева О.Н. Консультация «Коррекция оптической дисграфии» [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/korekcija-opticheskoi-disgrafi.html (дата обращения: 05.07.2022).

9. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 138 с.