Соколова Жанна Юрьевна учитель начальных классов МОУ "Начальная школа "Азбука детства" с. Стрелецкое Белгородского района Белгородской области"
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным.
Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники должны «научиться учиться», т.е. запоминать учебный материал, решать задачи. Его познавательная деятельность начинает приобретать особый характер.
Познавательная деятельность определяется в психологическом словаре как сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Выделяют ряд особенностей познавательной деятельности младших школьников.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия. Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны. Однако восприятие в 1 и в начале 2 класса ещё весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто дети выделяют случайные детали, существенное же и важное не воспринимают. Словом, младшие школьники не умеют рассматривать предметы.
Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие и представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, младшим школьникам понять трудно. Мышление интенсивно развивается в процессе обучения. Ученик постепенно учится выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Можно выделить следующие методы активизации познавательной деятельности младших школьников.
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Он также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:
· быть внимательным к каждому ребенку;
· уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
· создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
ФГОС предполагает превалирование деятельностного подхода в обучении. Данный подход заключается в том, чтобы «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать на поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать». Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается, прежде всего, не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Элементы занимательности выступают как важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках.
Можно выделить следующие методы активизации познавательной деятельности младших школьников:
- самостоятельная работа;
- дидактическая игра;
- исследовательская и проектная деятельность;
- проблемное обучение;
- технология развития критического мышления и др.
Для активизации познавательной деятельности младших школьников необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности.
Список использованной литературы
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов,
2. Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.