СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ
Шипачева Екатерина Александровна учитель-логопед МАДОУ № 214 " Центр развития ребенка - детский сад"
Одной из актуальных проблем в настоящее время является наличие большого количества детей с нарушением речи. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Актуальными стали вопросы раннего выявления и преодоления речевых отклонений, поиск новых путей коррекции нарушений, включение родителей и всех педагогов, работающих с детьми в процесс коррекции.
Одним из самых сложных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (далее ОНР).
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, так как в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, развивается способность к понятийному мышлению. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Логичная богатая речь – залог успеха во многих областях знаний и в обучении в школе.
Развитие словаря у детей является одной из важнейших задач развития, так как достаточный словарный запас способствует полноценному общению, формированию познавательных процессов, позволяет успешно овладеть знаниями. Ф.А.Сохин отмечает, что развитие словаря понимается как деятельный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. В.И.Логинова выделяет в этом процессе количественную и качественную стороны. С количественной точки зрения можно отметить, что активный словарь ребёнка к 7 годам, увеличивается до 4-4.5тысяч слов.
Вопросу развития лексики ребёнка посвящается большое количество исследований, в которых процесс рассматривается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом и психолингвистическом.
Особенности развития словаря изучались Л.С. Выготским, А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейном, Ф.А. Сохиным и другими.
Своеобразие развития словарного запаса при различных речевых нарушениях показано в исследованиях: М.В. Богданова – Березовского (1909);
Исследователи отмечали, что у детей с ОНР различного генеза наблюдается ограниченный словарный запас. В их работах подробно рассматриваются особенности речи при ОНР. Но, не указано, какие особенности словарного запаса наблюдаются именно у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления этого нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становлении данных языковых операций.
Одной из актуальных проблем в настоящее время является организация эффективной коррекционно-воспитательной работы, основными задачами которой являются:
– расширение объема словаря;
– уточнение значения слов;
– активизация словаря.
В условиях, когда нарушения речи часто встречаются в сочетании и выявляются у большого количества детей, процесс коррекции логопедом значительно удлиняется во времени, что может привести к ослаблению сензитивных периодов развития психики ребенка. Работа воспитателя речевой группы ДОУ по обогащению словарного запаса не только на занятиях, но и в игровой деятельности могла бы способствовать решению этой проблемы
Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, И.Н. Колобова, Л.В. Сахарный, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черемухина, А.М. Шахнарович описали некоторые приёмы и методы работы по формированию лексики, но они описывали приемы и методы, не распределяя их по уровням ОНР и не соотнося с особенностями лексики, характерными для каждого определённого уровня, и возрастом ребёнка.
Известно, что словесные игры являются эффективным средством формирования и развития звукового анализа и словаря. В изученной нами литературе мало описано, насколько эффективны словесные игры для формирования и активизации словаря детей седьмого года жизни именно с ОНР III уровня. Предметом является: словесная игра, как средство формирования словарного запаса у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня.
Цель данной работы состоит в изучении эффективности использования словесных игр как средства формирования словарного запаса.
В ходе нашей работы было выдвинута следующая гипотеза: Предположим, что словесная игра является эффективным средством формирования словарного запаса детей седьмого года жизни с ОНР III уровня.
Задачи:
1. Изучить теоретические положения особенностей словарного запаса и словесной игры как средства его формирования.
2. Выявить актуальный уровень развития словарного запаса у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня
3. Разработать и апробировать серию словесных игр, направленных на формирование словарного запаса детей.
4. Определить эффективность использования словесных игр для формирования словарного запаса.
2. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, изучение педагогической документации.
3. Статистические, математические.
Для решения 1-й задачи было необходимо рассмотрение следующих вопросов:
1. Словарный запас и его значение в развитии ребёнка, формирование словарного запаса в онтогенезе.
2. Понятие ОНР, характеристика III уровня ОНР.
3. Словесная игра и её значение для формирования словарного запаса.
В результате теоретических исследований мы пришли к следующим выводам:
Словарь – совокупность слов, словарный состав языка, все слова какого-либо определённого языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Развитие словаря ребёнка связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено так же развитием представлений об окружающем мире. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Бедный словарный запас отмечается у детей с общим недоразвитием речи.
ОНР - различные сложные речевые нарушения, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса
При ОНР глагольный словарь мал по отношению к довольно обширному предметному. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия. Трудно усваиваются слова, обозначающие отвлеченное понятие. Дети не знают многих слов, нарушена актуализация пассивного словаря. Характерными для детей являются вербальные парафазии. Дети испытывают затруднения в подборе антонимов и синонимов.
ОНР III уровня характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Основным видом деятельности детей с ОНР III уровня, также как и детей с нормальным речевым развитием, является игра, в процессе которой развиваются психические процессы, духовные и физические силы. В игре формируются все стороны личности детей. Этим объясняется огромная воспитательная возможность игры. Особое место среди игр занимают словесные игры.
Для достижения поставленной цели, подтверждения или опровержения гипотезы и подтверждения положений, освещённых в теории, нами был проведён педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проводился на базе МАДОУ № 214 г. Кемерово в подготовительной логопедической группе, с выборкой 5 человек.
Педагогический эксперимент проходил в 3 этапа:
1 этап: констатирующий эксперимент. Цель данного этапа – выявление актуального уровня развития словарного запаса у детей с ОНР III уровня.
2 этап: формирующий эксперимент. Цель – повышение уровня развития словарного запаса посредством использования серии игр
3 этап: контрольный эксперимент. Его цель – повторное выявление актуального уровня развития словаря.
Цель эксперимента: выявление эффективности словесных игр как средства формирования словарного запаса у детей с ОНР III уровня.
Задачи эксперимента:
– выявить уровень развития словарного запаса у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня,
– создать и апробировать серию игр для развития словарного запаса детей с помощью словесных игр у детей с ОНР III уровня.
– выявить эффективность серии игр.
Констатирующий эксперимент проводился с 23.09.22 по 09.01.23 на базе МАДОУ № 214
Для педагогического эксперимента была отобрана группа детей с речевым заключением: ОНР III уровня. Отбор детей проводился на основании изучения речевых карт детей подготовительной логопедической группы. Количество отобранных детей – 8 человек. Данная группа детей приняла участие в педагогическом эксперименте.
В рамках констатирующего эксперимента на начальных этапах были подобраны методики, используемые для изучения словарного запаса, позволяющие получить полное представление о данном вопросе у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня. Авторами методик являются: Поваляева, Ильина, Парамонова.
Методики:
«Классификация понятий» (М.А. Поваляева). Цель – выявить уровень развития обобщающих понятий у детей седьмого года жизни с ОНР III уровня. Ребенку предлагалось дать обобщающие понятия предметам на картинках. В ходе методики получены следующие результаты: 40% детей выполнили задание без ошибок, уровень развития обобщающих понятий высокий; 60% детей выполнили задание с ошибками: называли понятия, не являющиеся обобщающими для данной группы предметов, правильные ответы составляли больше половины от их общего числа, уровень развития обобщающих понятий у этих детей средний.
«Подбор определений» (М.А. Поваляева). Цель – выявление уровня развития словаря прилагательных. Детям предлагалось дать определение предмету, сказав, какой он. 20% детей выполнили задание без ошибок – уровень развития словаря определений высокий. 40% детей выполнили задание с ошибками: дети подбирали слова, не являющиеся определением, количество правильных ответов больше половины. 20 % детей выполнили задание с многочисленными ошибками – уровень развития словаря определений низкий.
«Подбор антонимов» (М.А. Поваляева). Цель – выявление уровня развития словаря антонимов. Детям предлагалось сказать наоборот. 60% детей выполнили задание с ошибками: вместо антонимов дети подбирали синонимы, называли предложенное слово с частицей «не», однако количество правильных ответов больше половины, уровень развития антонимии средний. 40% детей выполнили задание с многочисленными ошибками, уровень развития антонимии низкий.
«Подбор синонимов» (М.А. Поваляева). Цель – выявление уровня словаря синонимов. Дошкольникам предлагалось подобрать синоним, т.е. сказать по-другому. Получены следующие результаты: 20% детей выполнили задание с ошибками, среди которых наиболее часто встречались: подбор антонимов, семантически близких слов, однокоренных слов любой части речи, при этом правильных ответов было больше половины. Уровень развития синонимии средний. 80% детей выполнили задание с многочисленными ошибками. Уровень развития синонимии низкий.
«Детёныши животных» (Н. И.Ильина). Цель – выявление уровня развития словаря существительных. Получены следующие результаты: 20% детей выполнили задание без ошибок. Уровень развития словаря существительных высокий. 80% детей выполнили задание с ошибками: дети пытались образовать понятие детенышей по аналогии с названием взрослого животного, правильных ответов было больше половины от их общего числа. Уровень развития словаря существительных средний.
«Что делает?» (Л.Г.Парамонова). Цель – выявление уровня развития глагольного словаря. Ребенку нужно было назвать, что делает представитель той или иной профессии. 80% детей выполнили задание с ошибками, но количество ошибочных ответов было меньше половины. Уровень развития глагольного словаря средний. 20% детей выполнили задание с многочисленными ошибками, количество неправильных ответов было больше половины. Уровень развития словаря глаголов низкий.
На основании констатирующего эксперимента было необходимо проведение формирующего эксперимента. В рамках формирующего эксперимента на первом этапе в соответствии с данными, полученными в ходе констатирующего эксперимента, была составлена серия игр, направленная на обогащение словарного запаса детей седьмого года жизни с ОНР III уровня.
Коррекционная работа построена на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игре, в простой и доступной форме, и позволяет ребёнку преодолеть нарушения лексико – грамматического строя речи. В ходе работы ребёнку обеспечивается широкая речевая практика.
В сборник игр вошли игры, направленные на активизацию и обогащение словаря существительных: «Назови части», «Рыбы, птицы, звери», «Найди пару», «Найди картинку», «Чудо дерево», «Узнай о чём я говорю», «Кто больше» и т.д. На обогащение и активизацию словаря глаголов: «Что делают? Что делает?», «Серый волк», «Что какие звуки издаёт», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подаёт?», «В зоопарке», «Кем ты хочешь стать?», «Унылый, весёлый», «Огород»; на обогащение и активизацию словаря прилагательных: «Овощи», «Загадай загадку», «Какой он?», «Что такого же цвета?», «Придумай слово», «Дополни предложение», «Выбери правильное слово». Для активизации словаря антонимов использовались следующие игры: «Сравни», «Слова – неприятели», «Выбери слово», «Закончи предложение словом – неприятелем», «Горячо – холодно», «Скажи наоборот»; для активизации и обогащения словаря синонимов: «Слова – приятели», «Выбери слова – приятели», «Назови слова – приятели» и т.д.
На втором этапе была проведена апробация серии игр на практике. В сборнике содержатся словесные игры, способствующие обогащению словаря. Программа рассчитана на 2 – 2,5 месяца занятий с ребенком в режиме 1-2 раза в неделю.
Коррекционно-развивающая работа проводилась в три этапа:
1 этап: Ориентировочный. Цель: Создать положительное настроение у ребёнка, атмосферу сотрудничества.
2 этап: Реконструктивный. Цель: Обогащение словарного запаса детей седьмого года жизни с ОНР III уровня.
3 этап: Закрепляющий. Цель: Закрепить полученные знания, сформировавшиеся в процессе коррекционно – развивающей работы.
Предполагаемые результаты:
1 этап: установление доброжелательных отношений со взрослыми, между детьми, эмоциональная активность детей на занятии.
2 этап: обогащать словарь детей.
3 этап: показать эффективность игр на занятиях и в свободное время.
В ходе проведения коррекционной работы были замечены позитивные изменения. Для подтверждения результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, необходимо проведение контрольного эксперимента.
Контрольный эксперимент проводился с 15.12.22 по 30.12.22 получены следующие результаты.
«Классификация понятий». 100% детей выполнили задание без ошибок. Уровень развития обобщающего понятия высокий. Количество детей с высоким уровнем возросло на 60%
«Подбор определений». 80% детей выполнили задание без ошибок. Уровень развития словаря определений высокий. 20% детей выполнили задание с ошибками, но их число не превышало половины от общего количества ответов. Эти дети имеют средний уровень развития словаря определений. Количество детей с высоким уровнем возросло на 60%,низкий уровень не выявлен.
«Подбор антонимов». 80% детей выполнили задание без ошибок. Уровень развития антонимии высокий. 20% детей выполнили задание с ошибками, но их количество было меньше половины от общего числа ответов. Уровень развития антонимии средний. Низкого уровня не выявлено. На 80 % возросло количество детей с высоким уровнем.
«Подбор синонимов». 40% детей выполнили задание без ошибок. Уровень развития синонимии высокий. 60% детей выполнили задание с ошибками, но правильных ответов было больше половины. Уровень развития словаря синонимов средний. Количество детей с высоким уровнем возросло на 40%.На 20% возросло количество детей со средним уровнем. Низкого уровня не выявлено.
«Детеныши животных». 80% детей выполнили задание без ошибок. Уровень развития словаря высокий. 20% детей выполнили задание с ошибками, но правильных ответов было больше половины. На 60 % возросло количество детей с высоким уровнем.
«Что делает?». 60% детей выполнили задание без ошибок. Уровень развития глагольного словаря высокий. 40% детей выполнили задание с ошибками, но правильных ответов было больше половины. На 60 % возросло количество детей с высоким уровнем.
В результате шести методик мы видим, что после формирующего эксперимента низкого уровня не выявлено ни по одной из вышеперечисленных методик, что говорит об эффективности системы игр, направленной на обогащение словарного запаса детей седьмого года жизни с ОНР III уровня. Таким образом, цель педагогического эксперимента была достигнута, гипотеза подтвердилась.
Теоретическая значимость этой работы состоит в том, что нам удалось систематизировать теоретический материал, касающийся обогащения словаря детей седьмого года жизни с ОНР III уровня.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что по результатам эксперимента серия игр показала свою эффективность. В дальнейшем планируется разработать серию игр для детей другой возрастной группы с другим речевым уровнем развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арефьева О.А. Активизации лексического строя речи у детей: новые возможности / О.А. Арефьева // Логопед. – 2012. – № 2. С. 103 –106.
2. Володина В. Наречия в словаре детей с ОНР/ В. Володина // Дошкольное воспитание. – 2003. – №8. – С. 63.
3. Грибова О. В. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О. В. Грибова. – М.: Айрис – пресс, 2005 – 96 с.
4. Кондратенко И. Ю. Проблема усвоения системы лексических знаний у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональное состояние и оценки / И. Ю. Кондратенко // Дефектология – 2001. – № 6. – С. 41.
5. Кротова И.В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6 – 7 лет с ОНР/ И.В. Кротова // Логопед. – 2010. – № 7. С 6 –22.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2004. – 192 с
8. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. Пособие / Н. В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 96 с.
9. Парамонова Л. Г. Работа над подбором родственных слов с детьми дошкольного возраста / Л. Г. Парамонова // Логопед в детском саду – 2007. – № 8 (23).– С. 35 – 42.
10. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно – методическое пособие / Под общ. Ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.
11. Ромусик М. Н. Психолого – педагогическое изучение детей с общим недоразвитием речи / М. Н. Ромусик // Логопед в детском саду – 2007 – № 2 (17). – С. 18– 21.
12. Тверская О.Н., Зигангирова Ж.В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / О.Н. Тверская, Ж.В. Зигангирова // Логопед. – 2011. – № 1. С 35 –48.
13. Туманова Т. В. Экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста) / Т. В. Туманова // Логопед –2005. – № 1 (7). – С. 21 – 29.
14. Филимонова О. Ю.Развитие словаря дошкольников в играх / О. Ю.Филимонова. – СПб.: Издательство «Детство – пресс», 2007. – 128 с.
15. Черемисина М.А. Проблема социализации дошкольников с недоразвитием речи / М.А. Черемисина // Логопед в детском саду – 2007 – № 2 (17). – С. 33 – 35.