Публикации
2023-10-02 12:34 2022 (№ 32-43)

Пономаренко С.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В 4-М КЛАССЕ НА ТЕМУ «УЧИМСЯ ОБРАЩАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ»

Библиографическое описание:
Пономаренко С.А. Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 4-м классе на тему «Учимся обращаться с деньгами» // Современная начальная школа. 2022. № 4 (35). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/35.pdf.

Цель: создание условий для формирования экономического образа мышления обучающихся начальных классов.

Тип занятия: решение учебной задачи.

Планируемые результаты

Предметные:

формировать представление о роли денег в семье и обществе;

проводить элементарные финансовые расчёты;

уметь делать простейшие расчёты убытков, которые может

приносить неправильное пользование мобильным устройством;

понимать, какая покупка считается выгодной, а какая – нет.

Личностные – обучающиеся научатся работать в группе, проявлять самостоятельность, активность, ответственность, осознавать себя как члена семьи, общества и государства.

Метапредметные:

Регулятивные – обучающиеся научатся самостоятельно определять цель и задачи своей деятельности, планировать ход работы, оценивать свою деятельность.

Познавательные – обучающиеся научатся сравнивать, анализировать, объяснять понятия, выполнять практические задания, понимать достоинства и недостатки современных мобильных устройств;

Коммуникативные – обучающиеся научатся работать в группе, сотрудничать с учителем и одноклассниками, высказывать своё мнение, слушать других.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, конверты с заданиями.

Формы и методы обучения: Методы: частично-поисковый, репродуктивный. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Использование ИКТ: презентация, выполненная в компьютерной программе PowerPoint.

Ход занятия

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня у нас необычное занятие, догадайтесь, о чем мы будем говорить?

- Послушайте загадки:

Это средство обращения,

Это средство накопления,

Также средство платежа,

Штучка невеличка,

А всякому нужна.

Дядя Коля нумизмат.

Значит, каждый экспонат,

Я скажу вам по секрету,

Называется … (монета).

У учителя на столе стоит цветок в горшке «денежное дерево».

- Посмотрите, что я принесла на урок? Кто знает, как называется цветок? (Это денежное дерево.)

– Разве бывает такое? Разве «деньги растут»? Что это значит? (бывает, когда мы кладем деньги в банк под проценты, тогда увеличиваются сбережения).

– Да, сегодня мы продолжим говорить о деньгах. Не хотите ли вы немножко подзаработать?

- Дерево у нас непростое. Вместо листочков денежка, на каждой «денежке» вопрос - тот, кто правильно ответит, забирает ее себе. А в конце занятия посчитаем, кто сколько заработал.

ΙI. Актуализация знаний.

Викторина. (Дети отвечают на вопросы)

1.В грязь с ответом не ударь-

Пятьдесят копеек в старь. (Полтина)

2. Кто ответит из вас –

Кличка доллара - … (бакс).

3. Полкопейки на Руси?

У историка спроси? (Деньга)

4. не в болоте, а на банкноте

Тот водяной. Кто, он такой? (Знак)

5. В древности этим словом называли отрубленные куски слитков из драгоценного металла – серебра. (Рубль)

6. Первые монеты Руси - это небольшой продолговатый слиток серебра. Они были различные: новгородские в виде длинного бруска и весом около 200 граммов, киевские в виде шестиугольного слитка весом около 160 граммов, тверские и полоцкие, весом около 150 граммов. (Гривна)

- Молодцы с викториной справились.

III. Работа по теме занятия.

Работать будем в группах. (4 группы)

1-е задание:

- У вас на столах лежат конверты, в них слова, которые нужно выложить в правильной последовательности и получатся……? (пословицы)

- Ещё со времени возникновения денег, люди выражали своё отношение к ним краткими словесными изречениями – пословицами. Пословицы о деньгах содержат глубокий ментальный смысл и несут в себе поучительный элемент.

· Денежка без ног, а весь свет обойдет.

· Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

· Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

· Копейка рубль бережёт.

- Как вы, понимаете смысл этих пословиц? (Высказывания детей).

2-е задание:

- Переходим к игре-заданию «Объясни понятие». На лепестках денежного дерева записаны понятия, которые вам необходимо будет объяснить. Сейчас по одному из группы вы будете подходить к доске, брать лепесток и давать краткое объяснение этим понятиям. Учащиеся, по одному человеку из группы, выходят к доске и открывают лепестки с понятиями, объясняя их.

1) бюджет - это план расходов и доходов.

2) налог – установленные государством платежи.

3) доходы – деньги, поступающие в бюджет.

4) расходы - деньги, которые тратит государство.

3-е задание:

1 группа.

Дима и Петя решили заработать. Они купили сто газет по десять рублей за каждую и стали продавать их на автомобильных стоянках по 15 рублей. Когда все газеты будут проданы, то какой доход, прибыль, получат мальчики?

2 группа.

В кассах метрополитена можно купить магнитный билет на 20 поездок ценой 600 р. или разовый билет по 40 р. на одну поездку. Что выгоднее покупать?

3 группа.

Игрушка «Робот-трансформер» стоит в ближайшем магазине 1900 руб. и 1740 руб. в магазине, добираться до которого необходимо транспортом. При какой максимальной стоимости проезда теряется смысл ехать за более дешёвой игрушкой?

4 группа

Мила потеряла свою школьную (электронную) карту во вторник. Её маме стали приходить оповещения, что во вторник с карты были потрачены 311 руб., в среду – 135 руб., в четверг – 250 руб., в пятницу – 204 рубля. После этого Мила нашла свою карту. Во вторник у Милы на карте было 1000 рублей. Какой процент от общей суммы потрачен с карты Милы?

- Как себя чувствовала Мила, когда обнаружила, что деньги потрачены; чтобы сделал ты, если бы нашёл чужую карту; ты вернул карту, как можно назвать твой поступок.

IV. Закрепление и обобщение

1) Практическая работа.

- Представьте, что ваша группа - семья. Ваш доход в месяц составляет 50 тысяч рублей. Как бы вы их потратили? Составьте план своих расходов.

2) «Игра «Найди лишнее слово»

Найдите одно лишнее слово, которое имеет другой смысл. Дайте общее название оставшимся словам.

1) Йена, цент, евро, доллар.

2) Златник, серебренник, грош, пушнина.

3) Банкноты, купюры, бумажные деньги, монеты.

4) Гурт, реверс, аверс, эмблема.

Вопросы для обсуждения: какие слова ты встречаешь первый раз; посмотри в словарике, что они означают; какие названия валют ты ещё знаешь.

3) Синквейн «Деньги».

Каждая группа составляет синквейн «Деньги».

V. Рефлексия.

- Спасибо за работу.

- Ребята, скажите, для чего используют деньги?

- В каких случаях они помогают человеку, а в каких вредят?

- Посчитайте, много ли вы заработали сегодня за урок?

- Что бы вы купили за эти деньги?

- А всё ли можно купить за деньги?

Библиографический список

1. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 58 с.

2. Методические рекомендации к сборнику математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.В. Новожилова, Н.П. Моторо, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 80 с.

3. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.