Конференции
2023-07-06 17:22 Май 2023

АКТУАЛЬНОСТЬ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ГУМАНИЗМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВОЙНЕ

Логвиненко Анна Васильевна
преподаватель
ОГАПОУ "Белгородский строительный колледж"
Бунина Татьяна Алексеевна
учитель
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 города Белгорода»

Аннотация. Статья раскрывает богатство произведений русской литературы, посвященных теме войны. В работе на примерах показано, что русская литература является сильнейшим источником воспитания гуманного человека, патриота своей Родины. Особое внимание уделено актуальности воспитания чувств патриотизма и гуманизма у порастающего поколения.

Ключевые слова: русская литература, тема войны, воспитательный потенциал, патриотизм, человечность.

Тот, кто вчерашнюю жертву забудет,

Может быть, завтрашней жертвою будет.

Е. Евтушенко

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни, заставляет увидеть истинные ценности. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом, мужественно переносил все невзгоды и главное – сохранял человечность. Воспитание патриотизма у молодежи России в условиях проведения специальной военной операции приобрело наиважнейшее общественное значение и стало задачей государственной важности. Идеи гуманизма в последнее время потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Такое положение ведет общество в тупик.

Произведения русских писателей – это произведения, проверенные временем, и они являются источником нравственных уроков для воспитания личности подростка. Многие писатели уверяют, что в любых жизненных ситуациях нужно оставаться человеком, не теряя своего достоинства. Во многих произведениях выражается мысль о том, что даже жестокие, кровопролитные военные события – не повод становиться эгоистичными и бездушными людьми, думающими лишь о собственном существовании.

Глубокие философские обобщения о войне находим в творчестве Льва Николаевича Толстого. В «Севастопольских рассказах» граф Толстой в сущности первый в мировой литературе правдиво показал войну в настоящем ее выражении «в крови, в страданиях и смерти». Душевное величие скромного русского солдата, спокойно, уверенно и без похвальбы защищающего свою Родину - главная тема сборника.Писатель, преклоняясь перед народом, его выносливостью, осуждает войну как средство решения спорных вопросов между государствами. Толстой отрицал захватнические войны как состояние, чуждое человеческой природе. Война, по его мнению, ожесточает человека, убивает в нем любовь к людям, без чего немыслима жизнь. Война способна открыть те чувства, которых ранее не было в человеке, она срывает маски и показывает истинные лица людей. Об этом перевоплощении можно прочитать в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова, будучи избалованной дочерью дворянина, не была приучена к физическому труду и не знала никаких жизненных трудностей. Однако с наступлением войны их дом стал госпиталем для раненых солдат. Наташа лично обрабатывала раны офицеров, успокаивала их и ухаживала. Девушку не смущало ни её происхождение, ни то, что она ранее не делала этого, ведь на войне все равны. Когда французы подходили к Москве, семья Ростовых, оставляя свой дом, забирает с собой раненых. В дороге Наталья узнает, что один из солдат – Андрей Болконский. С этой минуты и до его смерти она ухаживает за ним, не жалеет, что в последние минуты его жизни смогла помочь ему. Война сводит и разводит людей, но в такое время наиболее остро ощущается потребность в помощи и сострадании. В этих обстоятельствах мы понимаем, кто окружает нас.

Как много говорит нам и сцена в романе, когда русские солдаты тихонько раздвигаются, пропуская к костру погреться пленных французов. Это показатель неистребимой человечности русской души и сильнейший материал для воспитания в молодёжи милосердия и гуманизма. На войне очень важно оставаться человеком.

Трагизм человеческого существования в годы революции и гражданской войны отражен в художественном мире «Донских рассказов» М.А. Шолохова. Знакомство с этими рассказами этого цикла помогает понять человека, пошедшего через психоз ненависти к общечеловеческим идеалам. Думающий читатель убеждается в том, что забвение христианских заповедей в момент трагических сломов привычного жизненного уклада (революцией, войн) приводит к потере нравственности, к расчеловечению независимо от того, каких идеологических убеждений придерживается человек. Необычайны по жестокости колизии в «Донских рассказах»: отцы убивают сыновей, те расправляются с отцами, брат идет на брата, сосед на соседа. Льется кровь. Инстинкт становится неуправляемым. По земле начинают ходить биологические роботы, лишенные высшего духовного смысла жизни, а следовательно, глубоко несчастные люди. Шолохов в своих ранних рассказах высказал свое отношение к гражданской войне, назвав ее преступлением: недопустимо, аморально, когда люди, разумные существа, приходят к самоистреблению. Общая массовая дегратация – вот следствие братоубийственной войны

А в годы Великой Отечественной войны фашисты преступили всякие человеческие законы, Весь русский народ поднялся на защиту Отечества. Именно эта война стала отравной точкой для творчества многих будущих писателей – фронтовиков. Среди них стоит упомянуть: Ю.Бондарева, В.Быкова, Г.Бакланова, В.Некрасова, В.Богомолова, В.Астафьева, Б.Васильева, В.Кондратьева. Несомненно, произведения этих авторов правдивы и достоверны. В произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. Темы, которые раскрывает военная проза, очень многообразны. Это и боевые действия на передовой (Ю.Бондарев «Горячий снег», Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», К.Воробьев «Убиты под Москвой»), и партизанское движение (В.Быков «Сотников»), и жизнь на оккупированной врагом территории (В. Быков «Обелиск», «Знак беды»), и пребывание в фашистских концлагерях (К.Воробьев «Крик», В.Семин «Нагрудный знак «Ост») и другие. В этих произведениях показана солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, предательство и геройство, умение выживать.

Осмысливая патриотический потенциал литературы, хочется обратиться и к повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». По сути, это фронтовой дневник двадцативосьмилетнего лейтенанта – инженера Юрия Керженцева. Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора. И поэтому все произведение пронизано любовью к ним.

Тексты о Великой отечественной войне заключают в себе большой воспитательный потенциал, внушают читателю мужество и стойкость. В каждой строке вложен подвиг советских людей, их отвага и героизм. При изучении повести Б. Васильева «В списках не значился» на примере судьбы Николая Плужникова «за круглым столом» учащиеся определяют лучшие черты русского национального характера, наличие которых не сломило солдата, а помогло противостоять озверелым фашистам, сохранить себя как личность, как гражданин. Непростыми для анализа учащимся становятся такие моменты в произведениях, как эпизод в рассказе К. Воробьева «Сашка», когда герой не лаёт расстрелять пленённого им «языка».

Необходимость сохранять человечность на войне неоднократно утверждается литераторами. В романе Георгия Владимова «Генерал и его армия» через все повествование проходят мотивы народной войны и русского национального характера. В одном из эпизодов романа генерал Гудерман, сидя в Ясной Поляне за столом Льва Толстого, размышляет о загадке русского характера. Он не может понять поступка Наташи Ростовой, как не может найти объяснения происходящему в новой войне: он не учитывает, что русские защищают в этой войне не режим, а независимость своей страны. Любовь к Родине как к святыне выше политики!

Любая книга о войне учит нас ценить жизнь, жалеть людей. Среди книг о войне, которые рекомендуется прочитать современникам, - не только художественные произведения, романы, повести, стихи, но и документальная литература, чтение которой позволяет выработать свою точку зрения на происходящие события. Очень важно приводить подростков к умению давать событиям собственную оценку, делать собственные гражданские выводы. На примере величия народного подвига учащиеся осознают внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, искренность, которые сочетаются с поразительной стойкостью и самоотверженностью. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства, человечности, что является для каждого из нас желаемой нормой отношений в обществе.

Актуальность воспитания чувств патриотизма и гуманизма у подрастающего поколения заключается в новых запросах общества и государства. Стране нужны молодые люди, которые любят свое Отечество и готовы активно в нем функционировать и защищать его.

Список источников:

1. Кудишина А.А. Перспективы гуманизма в современном мире // Философия образования, 2006, № 15. –

2. Михалева Т. И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности // Школьная библиотека – М., 2015.

3. Пустовая В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель // Новый мир – 2005 – № 5.

4. Русская литература XX века под ред. Минералова Н. И. – М., 2021.