Дютина Е.С. УРОК-ПРОЕКТ ВО 2-М КЛАССЕ «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ»
Дютина Елена Сергеевна учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13" муниципального образования города Братска, Иркутская область, г. Братск
· Включить детей в процесс самопознания и самосовершенствования;
· способствовать развитию и раскрытию индивидуальности каждого ученика;
· посмотреть на природу вокруг себя более внимательно, увидеть общее среди растений и найти различие между ними, поделиться своими открытиями друг с другом;
· систематизировать и расширить знания учащихся о растениях;
· познакомить с ярусами леса, раскрыть их значение;
· формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
· развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
· привлечь внимание детей к проблеме профилактики и лечения многих болезней с помощью народной медицины, используя окружающие нас растения, здорового питания и здорового образа жизни;
· воспитывать умение слушать и слышать друг друга, уважительное отношение к мнению других, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, смородина, калина, шиповник, и т.д.)
- Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, и т.д.)
- Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в ле су?
Дети вспоминают названия растений, которые они видели на экскурсии.
3) Постановка учебной задачи.
- Наша задача - разделить все эти растения на группы.И к концу урока составить общий проект, заполнив таблицу «Какие бывают растения».
Какие бывают растения
Деревья
Кустарники
Травы
…
…
…
- Давайте послушаем выступления ребят, которые подготовили нам сообщения о деревьях.
IV. Отчёт 1 группы «Деревья.»
1) Отличительные черты деревьев.
- Какая группа будет самая первая (Деревья.)
- Чем деревья отличаются остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.)
Ученик: ДЕРЕВО - многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Высота от 2 до 100 м, изредка больше. Отдельные виды (напр., сосна остистая) живут до 3-5 тыс. лет.
2) Загадки о деревь ях. (Загадки нашли и принесли к уроку дети)
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница) Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Елка)
За окошком, на виду,
Книга выросла в саду.
Зазвенели со страниц
Голоса веселых птиц.
Ветер мимо пролетал,
Книгу всю перелистал.
Солнышко с утра как встало,
Так до вечера читало.
А потом немало дней
Тучи плакали над ней.
(Дерево весной, летом, осенью)
В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет -
На зубок он попадет. (Орех)
Весной одевается,
Осенью раздевается. (Лес)
-Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.)
- Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки: береза, осина, рябина.
А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, лиственница, кедр и т. д.
Смешанными – называют леса, в которых встречаются породы хвойных и лиственных деревьев.
3) Сообщения детей о хвойных деревьях.
Дети сообщают сведения, которые они узнали из дополнительной литературы, используя иллюстративный материал.
4) Сообщения детей о лиственных деревьях.
(Рассказав о растении, ученики прикрепляют на доске рисунок своего растения в первый столбик таблицы «Какие бывают растения».
V. Отчёт 2 группы «Кустарники.»
1) Отличительные черты кустарника.
-А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Это кустарники.)
- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одно го толстого ствола, а есть несколько тонких.)
Ученик:КУСТАРНИКИ, многолетние деревянистые растения высота 0,8-6 м, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола; продолжительность жизни 10-20 лет. Распространены широко по границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра).
В лесах образуют подлесок. Хозяйственное значение имеют смородина, крыжовник и др.
По сравнению с деревьями кустарники более низкорослы. У них обычно несколько тонких стволиков. Молодые побеги кустарников быстро растут, ветвятся и покрываются корой. Такие побеги и стволики у кустарников зимуют, существуя на протяжении многих лет.
2) Сообщение детей о кустарниках.
Дети сообщают сведения, которые они узнали из дополнительной литературы, используя иллюстративный материал.
(Рассказав о растении, ученики прикрепляют на доске рисунок своего растения во второй столбик таблицы «Какие бывают растения».
VI.Отчёт 3 группы «Травы.»
1) Отличительные особенности трав от других групп растений.
-А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников? (Травы.)
- Какие травы мы можем увидеть в лесу? (Одуванчики, мать-и-мачеху, репейник, колокольчик, ромашка и т.д.)
Ученик: Нежные травы не способны противостоять зимним холодам. Их листья и стебли осенью отмирают. Самые «торопливые» растения — однолетние травы. За весенне-летний период они завершают весь свой жизненный цикл. То есть вырастают из семян, цветут, плодоносят и умирают.
2) Сообщения детей о травах.
(Рассказав о растении, ученики прикрепляют на доске рисунок своего растения в третий столбик таблицы «Какие бывают растения».
VII. Физкультминутка.
VIII. Разнообразие растений (продолжение).
1). Прослушивание презентации «Растения, которые меня окружают»…
(Один из учеников, Голов Саша, подготовил с родителями презентацию, в которой рассказал о растениях всех трёх групп. Его выступление (защиту своего проекта) мы решили заслушать в последнюю очередь, и после этого дополнить и рассмотреть получившуюся в результате совместной работы иллюстрированную таблицу «Какие бывают растения»).
2) Работа с таблицей «Какие бывают растения».
- Посмотрим, на какие группы можно разделить все растения.
- С какими растениями мы уже знакомы.
Какие бывают растения
Деревья
Кустарники
Травы
Дуб
Клён
Осина
Вяз
Ольха
Берёза
Липа
Сосна
Орешник
Крушина
Боярышник
Шиповник
Смородина
Малина
Калина
Лопух
Цикорий
Чистотел
Крапива
Одуванчик
Клевер луговой
Репейник
Подорожник
Мать-и-мачеха
Ромашка
Лес называют «легкими» планеты, потому что лес - это фабри ка, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Понравился вам урок? Что понравилось больше всего?
- Интересно ли работать в группах?
- В какой группе работа была более успешной?
- Что удалось и что ещё не получается.
- Что изменилось в вашем представлении о разнообразии растений.
Материал из сети интернет:
1. Гербарий растений https://www.you tube.com/watch?v =X7A9Rb1cq8M.