Конференции
2023-07-03 12:47 Январь 2023

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ НА УРОКЕ (ЗАНЯТИИ), ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Крючкова Елена Ивановна
учитель
ГОКУ "СКШ № 1 г. Иркутска"

В последние годы в нашей стране в последствие гуманизации специального образования государство значительно усилилось внимание к детям с особыми образовательными потребностями. Важнейшей задачей для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является развития мелкой моторики, это продиктовано физиологическими и психологическими особенностями развития детей этой категории. У этих детей недостаточно сформированы движения рук и пальцев, так же их темп и точность имеют нарушения, которые значительно сковывают действия учащихся, вызывают затруднения в выполнение каких – либо манипуляций в процессе обучения и социализации. У каждого ребенка надо обязательно развивать мелкую моторику рук, тем более это следует делать у школьника с тяжелой умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать главным направлением компенсирующего обучения. Ребёнок познает окружающий мир при помощи органов зрения, слуха, а также посредством ощущений, полученных от прикосновения к объекту, предмету.

Чтоб процесс формирования мелкой моторики давал желаемые результаты, важно методически грамотно организовывать уроки, подбирать наглядный и рабочий материал. Использовать в своей работе разные приёмы работы с разнообразным материалом.

Рекомендуется в начало урока вводить массаж (самомассаж) кисти рук и пальцев. Массаж – один из главных видов пассивной гимнастики. Под действием массажа образуются импульсы, которые, доходя до коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, вследствие чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех органов и систем. Самомассаж начинается и заканчивается с поглаживания, расслабления кистей рук.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, используемые на уроках, можно разделить на три составляющие:

1. отработка элементарных графомоторных навыков, работа в прописях, тетрадях;

2. пальчиковая гимнастика;

3. упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Важно использовать на уроке пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику. Гимнастику провожу ежедневно в начале каждого урока в течение 5 мин и в его середине в форме физкультминутки.

Гимнастика включает:

а) упражнения на целенаправленные движения и расслабление по инструкции;

б) упражнения с ритмом (исполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки, топот, отбивание, отстукивание под музыкальные инструменты);

в) упражнения на развитие силы пальцев и кистей рук.

Пальчиковые игры - это своеобразная инсценировка каких-либо рифмованных сказок, стихов при помощи рук и пальцев. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Повторяя движения взрослых в ходе пальчиковых игр, дети активизируют моторику рук. Вследствие чего, развивается ловкость, умение координировать, контролировать и направлять свои движения, а также учащиеся учатся фиксировать внимание на определённом виде деятельности.

Подбираются упражнения таким образом, чтобы в них заключались разнообразные движения руками и пальцами. На занятиях обращаюсь к основному принципу дидактики – от простого к сложному. Использую жанры устного народного творчества: прибаутки, народные песни, потешки, которые понятны даже самым маленьким, поэтому именно с них начинаю пальчиковые игры (это так называемые подражательные, жестовые игры). Такие игры пробуждают положительную эмоциональную реакцию (смех, улыбку), развивают память, способствуют быстрому запоминанию текста, совершенствуют понимание речи.

Это такие игры как: «Сова, большая голова», «Сорока-белобока кашку варила…», «Ладушки-ладушки! Пекла бабка оладушки…», «Водичка, водичка умой мое личико…», «Пальчики у нас попляшут».

В игре «Ладушки-ладушки! » я называю имена всех детей: «… маслом поливала, деткам давала. Даше два, Кириллу два, Ире два…». И своими руками касаюсь ладошек ребенка. Такой контакт, на мой взгляд, не только сближает взрослого с ребенком, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Необходимо разнообразить пальчиковые игры.

Следовательно, не стоит отказываться и от простых пальчиковых упражнений, например: «Заборчик», «Грибочки», «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи», «Гули, мои гули», «Замочек».

Затем обращаюсь к более сложным упражнениям, к работе по отдельности с каждым пальчиком:

- «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать.»

- «Этот пальчик гриб нашёл»

- «Этот пальчик - дедушка»

- «Сидит белочка в тележке»

- «Этот пальчик хочет спать»

Потом предлагаются уже более сложные, такие как:

- «Повстречал ежонка еж»

- «Зайка и барабан»

- «Пальчики здороваются» и др.

Интересны жестовые подражательные игры, очень понятные и легко выполняемые для детей, которые выполняются под музыку, сопровождаемые показом.

Важный раздел коррекционной работы по подготовке руки к письму – формирование графических навыков. Как показывает практика, для развития мелкой моторики полезно рисовать карандашами, штриховать, закрашивать.

Для развития мускульной памяти используется штриховка. Она помогает ребенку регулировать движения, видеть и соблюдать границы контура, наносить и распределять рисунок по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять разным видом линии (пунктирной, сплошной, или волнистой). Чтобы привлечь внимание ребенка к работе со штриховкой, необходимо давать задания в виде игры (например, как найти ёжику путь домой).

Выполнять задания на формирование графических навыков (дорисовка, штриховка, раскрашивание, обведение рисунка по контуру, и др.) необходимо на каждом уроке. Для этого можно использовать тематические раскраски, прописи, различные трафареты.

Упражнения для кистей рук и пальцев с применением различных предметов – уникальный способ для развития и коррекции мелкой моторики.

Благотворное действие на работу всей кисти рук и пальцев демонстрируют игры с предметами: мозаика, пазлы, счетные палочки, логический сортер, строительные наборы, матрешки, пирамидки. Колоссальным значением обладают настольно - печатные игры: домино, парные картинки, лото. Во время игр у обучающихся формируются творческие способности, развивается воображение, координация движений рук. С их помощью дети учатся ориентироваться на плоскости, запоминают буквы и цифры, закрепляют знание основных геометрических фигур.

Для регулирования движений пальцев рук рекомендуется применять игры с нестандартным оборудованием – прищепками, пластилином, бусами, камешками, горошинами, крупами, пуговицами. Эти игры интересны и увлекательны, содействуют формированию творческой активности, мышления. Основная цель этих игр — переключение внимания, развитие координации движения и мелкой моторики, что оказывает воздействие на умственное развитие обучающегося.

Заслуживающие внимание приемы бисерографии и ниткописи. Ниткопись - это покрытие нитками контура, силуэта различных предметов, нанесенных на бархатную бумагу. Нить отлично цепляется к бумаге и легко от нее отделяется. Что дает возможность ребенку устранять погрешности, ошибки, добиваясь положительных результатов. Бисерография – выстилание нитки бисера по контуру изображения, выполненного пластилином. Этот прием труден, но обучающимся он очень нравится. Бисерография формирует щепоть руки обучающегося, отлично корригирует мышцы пальцев рук. При помощи вышеуказанных приемов возможно выкладывать геометрические фигуры, буквы и цифры.

Использование на уроках чтения и устной речи методики «Покажи сказку руками» предоставляет превосходную возможность для коррекции мелкой моторики. Данная методика особенно необходима при работе с неговорящими детьми, так как «дает» обратную связь, обеспечивает учителя возможностью определить уровень усвоения учебного материала обучающимся.

Большую роль для развития мелкой моторики и укрепления кистей рук играет лепка. Для этого вида деятельности можно использовать воск, соленое тесто пластилин, глину. Работа с пластилином требует от обучающегося предварительного разминания материала, для этого необходимы терпение и сила, а этими качествами дети не обладают.

Разные виды мозаичной работы: аппликации, мозаика, коллажи открывают колоссальные перспективы для развития мелкой моторики

Для мозаичных работ можно воспользоваться нестандартными материалами (камни, галька, пенопласт, крупы, бисер, яичная скорлупа).

Большую популярность набирает работа с бумагой - оригами, технология, которая пришла к нам с Японии. В процессе изготовления фигурок, различных вещиц из бумаги у обучающихся формируется глазомер, развивается воображение, кругозор, корригируется мелкая моторика пальцев.

Как мы видим, формы, виды, приёмы для коррекции мелкой моторики всевозможные. Требуется много сил, чтоб заинтересовать обучающихся, направить в нужное русло их возможности, способности, чтобы была положительная динамика.