ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шамина Валерия Владимировна воспитатель МБДОУ "Детский сад 111"
Проблему профессиональной компетентности педагога исследовали многие философы, педагоги, психологи. Вопросы формирования и развития профессиональной компетентности рассматриваются в трудах В.А. Адольфа, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьяновой, А.К. Марковой, А.М. Новикова, Г.С. Трофимовой, Г. Бернгард, В. Блума, Х.Маркуса, Р. Стернера и др. Но несмотря на достаточно широкую представленность исследуемого феномена в научной литературе, до сих пор нет однозначности как в его операционализации, так и в определении его состава, а следовательно, и в выделении путей его развития. Таким образом, актуальность темы обусловлена недостаточным обоснованием компетентности требованиями работниках.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана и внедрена образовательная программа дошкольного образования, которая содержит не только обязательную часть, но и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию. Реализация этой новой общеобразовательной программы предполагает опору на профессиональную компетенцию воспитателя.
Компетенция - личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).
Компетенцию рассматривают и как базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
1.Компетентность в области личностных качеств.
2.Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3.Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4.Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6.Компетентность в организации педагогической деятельности.
По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности:
· Специальная компетентность
· Социальная компетентность
· Личностная компетентность
· Методическая компетентность
· Психолого-педагогическая компетентность
Компетентности можно подразделить на:
- Коммуникативная
- Эмоциональная
- Профессиональная
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии знаний и умений.
Критерии коммуникативной компетентности:
· Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
· Четко и убедительно излагать свои мысли;
· Создавать атмосферу сотрудничества;
· Готовность проявлять гибкость в общении;
· Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях;
· Способность создавать благоприятный климат в коллективе.
Эмоциональная компетентность– это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.
Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья, благодаря своим ключевым компетенциям:
· Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств;
· Управление своими эмоциями;
· Распознавание и понимание чувств окружающих;
· Управление чувствами других.
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности
Условия развития профессионального роста педагога:
· Чтение методической, педагогической литературы;
· Посещение семинаров, конференций;
· Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
· Изучение информационно-компьютерных технологий;
· Участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах;
· Обобщение педагогического опыта;
· Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
· интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
· информационная компетенция – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах;
· регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;
· коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и, может быть, трудных профессиональных компетенций.
Профессиональная компетентность педагога — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1) владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности;
3) способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.