ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА НА ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зерина Оксана Владимировна преподаватель ОГАПОУ ЯПТ г. Строитель
Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается её изменить”. В том же ключе можно выразиться и по поводу социальных проблем в России: все говорят, что в нашем обществе они существуют и их множество, но большинство из них так и остаётся нерешённым, а некоторые только обостряются. Особенно это характерно для последнего десятилетия. Мало того, нет единого мнения по поводу того, какие проблемы общества являются сегодня самыми острыми, требуя безотлагательного решения и денежных затрат государства, а какие могут подождать, не будучи особенно опасными.
Условно все проблемы современного социального общества можно разделить на:
Социально-экономические. Сюда относятся все факторы, связанные с финансами и материальными условиями. Как влияет социально- экономическая проблема на образование?
Образование несет экономические функции, которые непосредственно взаимосвязаны с экономическими вопросами государства. И экономический рост невозможен без качественного образования. Развитие новых форм производства, требующих усвоения все большего объема информации, вызвало острую потребность в постоянном повышении уровня образования и накоплении новых знаний, постепенно превращая этот процесс в саморазвивающийся и самодостаточный. В среднем- профессиональном образование, согласно запросу Минтруда, появляются новые специальности и профессии. Соответственно развиваются материально- техническое оснащение учреждений, согласно новым направлениям в специальностях. Образование уже давно стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом внутренней и внешней политики государств и мирового сообщества. Выше отражено положительная сторона социально- экономического развития на образования, но есть и другая сторона.
Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой средне – профессионального образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общепрофессионального образования. Несмотря на эти попытки, состояние образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Средне- профессиональный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:
- утрате привычных целей средне- профессионального образования;
- остром недостатке финансирования;
- инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.
Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы средне- профессионального образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:
- проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости "потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);
- проблема преодоления дезинтегрированности содержания образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у обучающихся целостной картины мира;
- проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;
- проблема развития проблемного мышления у обучающихся через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;
- проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных профессиональных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса. Проблема социальной дифференциации и качества образования. Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование - такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.