Конференции
2023-12-29 14:28 Сентябрь 2023

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФРАЗОВОГО КОНСТРУКТОРА

Лаврентьева Мария Александровна
воспитатель
МАДОУ "Детский сад "Колосок", городской округ г. Тамбова, п. Строитель

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениям и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует много проблем:

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

• не достаточный словарный запас;

• неспособность построить монолог - сюжет или описательный рассказ на предложенную тему;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений;

• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса, темп речи и т. п.;

• плохая дикция.

Данные проблемы приводят к тому, что дети затрудняются при выражении главной мысли. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, низкая самооценка); появляются сложности с усвоением школьных навыков – письма и чтения, что снижает детскую успеваемость.

Развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что в группе много детей, развитие связной речи которых не соответствует возрастным нормам.

Проведя анализ состояния речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, совместно с учителем – логопедом мы выявили, что некоторые дети в старшей группе:

• пропускают предлоги в, из, над, около, перед, за, между, через.

• смешивают в речи предлоги на и над, под и по, на и в, так как испытывают затруднения в понимании их грамматического значения.

• в речи детей почти всегда отсутствуют сложные предлоги из-за, из-под.

• связные высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

В связи с этим особую актуальность приобрел поиск наиболее эффективных методик по формированию связной речи у старших дошкольников, освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Учитывая, что процесс обучения детей дошкольного возраста должен быть доступным, интересным, развивающим, занимательным, передо мной встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Наиболее интересно это проходит в игровой деятельности, так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Учитывая то, что у дошкольников наглядно-образное мышление, я решила, что детям легче и интереснее работать над правильным построением фраз, если перед ними будет наглядная опора. В качестве такой наглядной опоры я использую дидактическое пособие «Фразовый конструктор».

Цель: формирование и развитие связной стороны речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие.

«Фразовый конструктор» направлен на решение следующих задач:

• закреплять практическое усвоение детьми понятий: слово-предмет, слово-действие, словопризнак, предлог, предложение;

• учить устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения, определять количество и место слов в предложении;

• учить отвечать на вопрос распространенным предложением, опираясь на картину

• пополняется пассивный и активный словарь;

• формировать связность и четкость высказывания;

• развивать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

• Повышать качество подготовки к школьному обучению. воспитывать желание красиво и правильно говорить;

Предлагаю вашему вниманию один из способов дидактической игры «фразовый конструктор»

Использование фразового конструктора по моделям.

1модель: существительное + глагол. Отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступных детям, где идет соотношение слова с изображением. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Девочка- играет.

2модель: работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Существительное + глагол + существительное. Бабушка вяжет варежки.

3модель: четырехсловная фраза вводим определение с косвенным или прямым дополнением. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения. (в, за, под, над) Существительное + глагол + предлог+ существительное. Мама подметает в доме.

Используя, данный конструктор, у детей обогащается словарный запас, дети запоминают последовательность слов и учатся самостоятельно составлять предложения.

Спасибо за внимание. Творческих вам успехов.