Митрофанова Е.В., Ивашкина В.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Библиографическое описание: Митрофанова Е.В., Ивашкина В.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» Шалва Амонашвили
«Создать проблему? Нет проблем!»
Проблемные ситуации. Причины выбора темы.
У младших школьников снижен интерес к изучению русского языка, познанию нового
Достаточно часто формируется догматический стиль мышления
Снижается интерес к познавательной деятельности
Происходит снижение общего уровня образования учащихся
Не сформированы или слабо сформированы рефлексивные умения и навыки
Слабо развита мотивационная основа для выдвижения задач по самосовершенствованию
Педагогические задачи решаемые в опыте
• Развитие интеллектуальной и творческой сферы школьников
• Формирование познавательных умений
• Формирование умений и навыков учебного труда
• Развитие умения применять знания на практике
Педагогические средства
Организация проблемных ситуаций:
• отбор учебного материала
• технологии конструирования проблемной ситуации
Формирование рефлексивных умений и навыков у учащихся
Отбор учебного материала
Рассмотрение и изучение на предмет возможности конструирования проблемной ситуации.
Цель - распределение учебного материала для проблемного изучения.
Темы курса «Русский язык»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Тематика содержания основана на следующих принципах:
• наличие противоречивых фактов: между усвоенными фактами и новыми, между научными фактами и житейскими
• необходимость выбора нужной информации: неполные и избыточные данные
• использование имеющихся знаний в новых практических условиях
• противоречие между теоретической возможностью и практической неразрешимостью
Технологии конструирования проблемной ситуации
Способы
а) знакомство с противоречащими фактами;
б) необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации;
в) противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации);
г) побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению;
д) предъявление парадоксов (противоречия между жизненными и научными представлениями);
е) столкновение учащихся с фактами, требующими теоретического объяснения;
ж) постановка проблемных заданий, вопросов на поиск путей практического применения знаний.
При составлении плана урока для создания проблемной ситуации, необходимо:
· спланировать вопросы или задания так, чтобы они способствовали выдвижению перед обучающимися проблемы-задачи, требующей решения или подлежащей исследованию
· на следующем этапе ученики выдвигают разные гипотезы решения поставленной проблемы (необходимо принять для обсуждения все выдвинутые гипотезы)
· в ходе исследования происходит столкновение различных точек зрения, защита их, аргументирование, доказательство
· в ходе обсуждения различных точек зрения дети ищут единственное верное решение
· на следующем, завершающем этапе, происходит «открытие нового» для учащихся
· делается общий вывод и подводятся итоги спорам и доказательствам
Эффективность при наличии следующих условий
· Нет особого отбора; уровень развития - средний; выше среднего; разная группа здоровья,
· Материально-техническое и дидактическое оснащение представлено таблицами и схемами
· Могут использовать учителя начальных классов;
· Теоретическая подготовка по вопросу "Проблемное обучение. Проблемные ситуации", "Рефлексия и пути ее формирования"
Ситуация выбора
- Скажите, на какие 3 группы можно разделить слова?
(до) ехал (до) б…рёзы
(по) бежал (по) д…ревне
(про) читал (про) гор…д
(на) кричал (на) с…баку
1 группа: слова из словарика
2 группа: слова с приставками и предлогами
3 группа: глаголы и существительные
- Сгруппируйте слова по определённому признаку.
Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо,
травушка, колесо, дедушка, яблоня, рожь.
- Предложите несколько вариантов группировки.
Возможные группы:
1 По наличию звонких, глухих согласных и гласных в начале слова
2 По родам
3 По склонениям
4 По наличию орфограмм
5 По количеству слогов
Ситуация неопределённости
Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске:
Зап…вал (е или и) – запишите их вместе с проверочными.
- Кто прав?
- Почему оба варианта правильные? - Как узнать какое слово имелось ввиду?
Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
Ситуация несоответствия
- Помогите проверить орфограмму в слове хв…стуны
Хвост, хвастун, хвастаться?
Задача урока: как изменить слово, чтобы стало понятно какую букву надо написать
Ситуация неожиданности
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
-Что вы заметили?
- Почему одно слово написано с разными окончаниями?
Задача урока: познакомить с падежами.
Ситуация конфликта
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.
Пришёл Коля, а у него в руках вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся играть в футбол.»
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
Тема урока: правописание безударной гласной в корне слова
Достижения данного опыта
Всемерно активизировались познавательные возможности обучающихся
Развитие исследовательской, поисковой, творческой деятельности, направленной на овладение знаниями
Оценка своей деятельности и одноклассников, адекватное реагирование на критику.
Сформирован интерес к учению, проявляется инициатива в познании.
Математика
Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
2 класс.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например:
2 + 2 + 2 + 2 = 8.
Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.
Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"
Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и
2 + 5 х 3 = 21.
Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Далее следует практическое задание на новый учебный материал.)
Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.)
Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.)
Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие?
Ученики: Разные.
Учитель: Почему?
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.
Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)
Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.
- Что вас удивило?
- Вы сможете выполнить задание?
- В чём затруднение?
- Это неудобно, займет много времени, практически невозможно)
- Какой возникает вопрос?
Прием "Яркое пятно"
Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок".
Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".
Прием "Яркое пятно"
- Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.
- А какая тема урока может быть?
Технология проблемного обучения универсальна:
Ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.
«И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться».
Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.