Публикации
2023-11-17 16:11 2023

Митрофанова Е.В., Ивашкина В.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Митрофанова Е.В., Ивашкина В.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва Амонашвили

«Создать проблему? Нет проблем!»



Проблемные ситуации. Причины выбора темы.

У младших школьников снижен интерес к изучению русского языка, познанию нового

Достаточно часто формируется догматический стиль мышления

Снижается интерес к познавательной деятельности

Происходит снижение общего уровня образования учащихся

Не сформированы или слабо сформированы рефлексивные умения и навыки

Слабо развита мотивационная основа для выдвижения задач по самосовершенствованию

Педагогические задачи решаемые в опыте

• Развитие интеллектуальной и творческой сферы школьников

• Формирование познавательных умений

• Формирование умений и навыков учебного труда

• Развитие умения применять знания на практике

Педагогические средства

Организация проблемных ситуаций:

• отбор учебного материала

• технологии конструирования проблемной ситуации

Формирование рефлексивных умений и навыков у учащихся

Отбор учебного материала

Рассмотрение и изучение на предмет возможности конструирования проблемной ситуации.

Цель - распределение учебного материала для проблемного изучения.

Темы курса «Русский язык»

1 класс



2 класс



3 класс



4 класс



Тематика содержания основана на следующих принципах:

• наличие противоречивых фактов: между усвоенными фактами и новыми, между научными фактами и житейскими

• необходимость выбора нужной информации: неполные и избыточные данные

• использование имеющихся знаний в новых практических условиях

• противоречие между теоретической возможностью и практической неразрешимостью

Технологии конструирования проблемной ситуации

Способы

а) знакомство с противоречащими фактами;

б) необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации;

в) противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации);

г) побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению;

д) предъявление парадоксов (противоречия между жизненными и научными представлениями);

е) столкновение учащихся с фактами, требующими теоретического объяснения;

ж) постановка проблемных заданий, вопросов на поиск путей практического применения знаний.

При составлении плана урока для создания проблемной ситуации, необходимо:

· спланировать вопросы или задания так, чтобы они способствовали выдвижению перед обучающимися проблемы-задачи, требующей решения или подлежащей исследованию

· на следующем этапе ученики выдвигают разные гипотезы решения поставленной проблемы (необходимо принять для обсуждения все выдвинутые гипотезы)

· в ходе исследования происходит столкновение различных точек зрения, защита их, аргументирование, доказательство

· в ходе обсуждения различных точек зрения дети ищут единственное верное решение

· на следующем, завершающем этапе, происходит «открытие нового» для учащихся

· делается общий вывод и подводятся итоги спорам и доказательствам

Эффективность при наличии следующих условий

· Нет особого отбора; уровень развития - средний; выше среднего; разная группа здоровья,

· Материально-техническое и дидактическое оснащение представлено таблицами и схемами

· Могут использовать учителя начальных классов;

· Теоретическая подготовка по вопросу "Проблемное обучение. Проблемные ситуации", "Рефлексия и пути ее формирования"



Ситуация выбора

- Скажите, на какие 3 группы можно разделить слова?

(до) ехал (до) б…рёзы

(по) бежал (по) д…ревне

(про) читал (про) гор…д

(на) кричал (на) с…баку

1 группа: слова из словарика

2 группа: слова с приставками и предлогами

3 группа: глаголы и существительные



- Сгруппируйте слова по определённому признаку.

Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо,

травушка, колесо, дедушка, яблоня, рожь.

- Предложите несколько вариантов группировки.

Возможные группы:

1 По наличию звонких, глухих согласных и гласных в начале слова

2 По родам

3 По склонениям

4 По наличию орфограмм

5 По количеству слогов

Ситуация неопределённости

Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске:

Зап…вал (е или и) – запишите их вместе с проверочными.

- Кто прав?

- Почему оба варианта правильные? - Как узнать какое слово имелось ввиду?

Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.

Ситуация несоответствия

- Помогите проверить орфограмму в слове хв…стуны

Хвост, хвастун, хвастаться?

Задача урока: как изменить слово, чтобы стало понятно какую букву надо написать



Ситуация неожиданности

Сидят на ветке воробьи,

Болтают про дела свои,

Вспорхнули с ветки воробьи!

-Что вы заметили?

- Почему одно слово написано с разными окончаниями?

Задача урока: познакомить с падежами.

Ситуация конфликта

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а у него в руках вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся играть в футбол.»

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

Тема урока: правописание безударной гласной в корне слова

Достижения данного опыта

Всемерно активизировались познавательные возможности обучающихся

Развитие исследовательской, поисковой, творческой деятельности, направленной на овладение знаниями

Оценка своей деятельности и одноклассников, адекватное реагирование на критику.

Сформирован интерес к учению, проявляется инициатива в познании.



Математика

Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

2 класс.

Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например:

2 + 2 + 2 + 2 = 8.

Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.

Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"

Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и

2 + 5 х 3 = 21.

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

Математика, 3 класс.

Учитель: Решите примеры. (Решают примеры, проговаривают алгоритм.

Примеры: 367 - 143,534 - 216,328-174.

Далее следует практическое задание на новый учебный материал.)

Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.)

Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученики: Да, решили.

Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.)

Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие?

Ученики: Разные.

Учитель: Почему?

Ученики: Мы еще не решали такие примеры.

Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?

Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.

Урок математики во 2 классе по теме «Метр»

- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)

Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.

- Что вас удивило?

- Вы сможете выполнить задание?

- В чём затруднение?

- Это неудобно, займет много времени, практически невозможно)

- Какой возникает вопрос?

Прием "Яркое пятно"

Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок".

Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, -сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".

Прием "Яркое пятно"

- Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.

- А какая тема урока может быть?

Технология проблемного обучения универсальна:

Ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.

«И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться».

Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.