Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТРУДНОСТЯМ ОБУЧЕНИЯ. О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИЧИН ТРУДНОСТЕЙ И ТИПИЧНЫХ ОШИБОК В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ

Гордеева Елена Васильевна,
педагог-психолог,
ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат»
г. Новочеркасск
Нейропсихологический подход к трудностям обучения. О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИЧИН ТРУДНОСТЕЙ И ТИПИЧНЫХ ОШИБОК В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ
Причины, по которым встречаются наиболее распространённые трудности и ошибки у детей в чтении и письме, представлены в таблице 1:
Таблица 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИЧИН ТРУДНОСТЕЙ И ТИПИЧНЫХ ОШИБОК В ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ

Причины трудностей

Нарушения в развитии

Недостаток тонической регуляции

(слабость функций подкорковых структур мозга)

1.Истощаемость

2.Утомляемость

3.Слабый тонус мышц

(трудно удерживать статичную позу, сложности в крупной и мелкой моторике)

4.Зажатость (неловкость или отказ от участия в подвижных играх)

5.Сочетанные движения (например, при письме качает ногой, высовывает язык)

6.Соматическая ослабленность (часто болеющие, склонные к аллергиям)

Незрелость межполушарного взаимодействия

1.Трудности удержания равновесия

2.Проблемы с пересечением срединной линии тела (ребёнку сложно ориентироваться в пространстве «лево-право», «верх-низ» - например, может начинать читать/писать с середины листа, не «замечая», где начало строки)

3.Затруднения в одновременной работе рук (любая работа – нарезка хлеба, вырезание ножницами и т.д., которая требует участия двух рук)

4.недостаточность в реализации синхронных движений (трудно, например, шагать и одновременно хлопать, общая неловкость)

Недостаточная сформированность пространственных представлений

1.Зеркальное написание букв

2.Потеря строки при чтении и письме

3.Трудности понимания речевых оборотов с предлогами «В», «НА», «ЗА», «ПОД», и др.

4.Трудности в построении связного высказывания (может прочитать и понять текст, либо выложить сериационный ряд картинок – а составить связный рассказ затрудняется)

5.Проблемы словоизменения («морковь» - сок какой? – «морковный», подобные задания вызывают у ребёнка сложность или ошибки)

Недостаточная сформированность плавности моторных переключений и координации

1.Инертность при выполнении движений и действий (не может вовремя «затормозить» движение – добавление лишних элементов/букв на письме, добавление лишних слогов/слов в чтении) 2.Импульсивность (поспешность, торопливость – может проявляться как в недочитывании/недописывании задания, так и в «забегании вперёд», совершении лишних действий) 3.Моторная неловкость (нет координированности в движениях) 4.Нет соединения букв в письме

5.Запинки в чтении

Недостаточность слухового восприятия и слухоречевой памяти

1.Ребенок «не слышит» инструкций 2.Может прочитать текст, но не может его пересказать

3.Пропускает слова и предложения в диктантах

4.Путает звонкие и глухие, шипящие и свистящие на письме (б-п, з-с, ж-ш)

Недостаточная сформированность мотивации (недостаточная зрелость лобной регуляции, т.е. ребёнок не научился учиться, не сформирован интерес к чтению и письму)

1.Нежелание выполнять упражнения 2.Отсутствие интереса к чтению и письму 3.Трудности самоорганизации

4.Недостаток инициативности


Развитие ребёнка 7-12 лет
Как в норме происходит развитие ребёнка на данном возрастном этапе?
1. Активно созревает кора головного мозга.
2. Формируется произвольная регуляция поведения. К 7 годам ребёнок уже способен погасить простой аффект, отсрочить исполнение сиюминутного желания.
3. Возможности моторной деятельности ребёнка приближаются к возможностям взрослых. Постепенно совершенствуются не только письмо, рисование, конструирование, лепка, но и бытовые навыки: ребёнок становится способным сделать себе бутерброд и налить чаю, открыть дверь ключом, пришить пуговицу.
4. Всё еще сохраняется импульсивность. Ребёнок порой не может сдержать эмоции, устраивает истерики, особенно если сталкивается с длительным стрессом или неадекватной нагрузкой.
5. Прогнозирование последствий своих поступков недостаточно развито. Фразы родителей и учителей вроде «учись, а не то дворником станешь» и «тебе же ещё в институт поступать» не несут смысловой нагрузки для ребёнка 7-12 лет. Он ещё не способен связать свои сегодняшние поступки с таким далёким будущим.
6. Активно развивается исследовательское мышление. Ребёнку нравятся головоломки, интеллектуальные игры, опыты, эксперименты. Но результаты своих изысканий ему хочется видеть сразу, иначе теряется интерес.
В советское время ребёнок не мог поступить в школу ранее 7 лет. И это не было выдумкой системы образования. Это было в интересах ребёнка. Он, а точнее - его мозг, должен был дозреть до готовности выполнять простые произвольные учебные действия. В другом случае, ребёнку приходится подготавливаться и созревать уже в процессе учёбы, а это создаёт целый комплекс трудностей и нарушений в развитии.
«Как научить мозг учиться?»
По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7-м классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому, если даже они и прочитывают текст, то понять смысл сил уже не хватает, и любой вопрос по теме ставит их в тупик.
Что же делать?
1. Развивать мелкую мотоpику. Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это — другой человек, и у него другой мозг.
Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребёнок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребёнка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.
2. Слушать музыку и приучать к этому детей. Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что, когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети.
Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это всё физика. Ухо слушает, а слышит мозг. Когда ребёнок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.
3. Не разрешать мозгу лениться. Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребёнка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого всё равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нём надо учиться играть. Точно так же ребёнку может достаться замечательный мозг, но, если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться — пустое дело, погибнет.
Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то пoтом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.
4. Не затачивать детей только под ЕГЭ. Наверное, любому человеку понятно, что, если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чём это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.
Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости — ЕГЭ.
5. Учить мальчиков и девочек по-разному.
Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить её в мирное русло, дать выход, причём прямо во время занятий.
Не запирать их в маленьком замкнyтом пространстве, дать им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку.
А ещё их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот ещё один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.
Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю. Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у неё упасть — пусть упадёт и научится справляться с этим.
Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а ещё они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.
Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них — Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.
6. Делать перерывы. Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребёнок что-то забыл — это плохо, отвлёкся — плохо, перерыв сделал — тоже плохо, а если уснул — ещё хуже. Это всё не так. Все эти перерывы — не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, a наоборот — помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию.
Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, — это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим. Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определённые химические процессы, которые происходят как раз во сне.
Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит — это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идёт постоянно, а не только за письменным столом.
Как помочь ребёнку учиться?
Главная задача детства, незаменимая и невосполнимая позже, — наиграться. Научные доказательства и результаты исследований по этой теме можно найти в работах Льва Семёновича Выготского, Нины Гуткиной, Марьяны Безруких. В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения. Поэтому главной формой подготовки детей к школе должна быть игра.
Приведём примеры.
1. Игры с мячом. Развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость (без которых потом трудно понимать геометрию, да и остальные точные науки). Если это игра с правилами, а не просто беготня, то ребёнок приучается соблюдать очередь, считаться с партнёрами, следовать жёстким правилам. Вы видите, что это всё как раз список «трудного поведения», при котором первоклашкам ставят диагноз СДВГ. Неусидчивый, выкрикивает с места, задирается, не может высидеть урок – это потому, что ребёнок не набегался, не напрыгался, его раньше времени посадили за парту!
2. Салки, прятки, всевозможные казаки-разбойники. То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш.
3. Любые «лего» и прочие кубики. Развиваем пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталей, чтобы заменить одну длинную балку?). Умение вести проект, доделывать до конца, держать фокус, сотрудничать. Самое главное, на отсутствие чего потом жалуются родители: умение создать в голове образ, придумывать и сочинять.
4. Любые карточные игры, «ходилки», лото. Развиваем произвольное внимание, концентрацию, предвидение, стратегию. И быстрый счёт в уме.
5. «Быки и коровы». Тренируем фонематический слух, правописание, быстроту реакции.
6. Куличики, строительство тоннелей в песочнице, взрывы в грязи и швыряние камнями в забор. Изучаем физические свойства материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать. Это невозможно заменить сидением за партой и рисованием квадратиков по клеточкам. Ни мозг, ни психика, ни тело ребёнка не предназначены для этого.
Нина Иосифовна Гуткина считает, что до 7 лет у детей не сформированы структуры мозга, отвечающие за распознавание символов, то есть за чтение и узнавание цифр. Да, можно и нужно знакомить детей с буквами, желательно — на подручных предметах, между делом, в игре и прогулке. Учиться читать по вывескам, как Маяковский. Но не требовать, чтобы к школе они сами читали большие книги. Это всё придёт в своё время.
Источники:
1.         1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - С – Пб: Речь, 2001.
2.         Материалы вебинара «5 практических советов детского нейропсихолога» Е.А.Порошиной. "PRO Школа Онлайн".
3.         Материалы вебинара психолингвиста и нейробиолога, профессора СПБГУ Татьяны Черниговской.
4.         Материалы вебинара Катерины Дёминой. Онлайн-школа "Сказочный лес".
5.         Материалы вебинара В.Д.Мазиной. "PRO Школа Онлайн".
6.         Интернет-ресурс: www.reshi-pishi.ru
7.         Интернет-ресурс: Онлайн центр «Всем ЧИТАТЬ» @v7chitat
Приложение 1
Коррекционно-развивающие игры и упражнения для учащихся начальной школы с ОВЗ
Презентация


Приложение 2
Коррекционно-развивающие игры и упражнения для учащихся начальной школы с ОВЗ
Презентация


Приложение 3
Коррекционно-развивающие игры и упражнения для учащихся начальной школы с ОВЗ
Презентация



Июнь 2021