Конференции
2022-12-28 09:42 Декабрь 2022

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEGO-КОНСТРУКТОРА В ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»

Щетинкина Татьяна Алексеевна
воспитатель
МБДОУ № 53 "ИЗИ ПАТЫР" Г. ЙОШКАР-ОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Подготовка к школе – важный и ответственный этап в жизни любого ребенка. Этот процесс должен быть постепенным и веселым, иначе ребенку быстро наскучит заниматься однообразными упражнениями. Одним из самых главных моментов в обучении является развитие мелкой моторики, а также изучение цветов и форм предметов, логических закономерностей, знакомство с особенностями профессий и жизнью в современном городе.

Существует большое разнообразие форм и способов подготовки ребенка к школе.

Мы рассматриваем LEGO – конструирование также как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе, осуществлению преемственности в работе Детского сада и начальной школы. У детей формируется умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, закладываются предпосылки первой учебной деятельности.

Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 4-7 лет посредством использования LEGO - конструирования и робототехники до конца не раскрыт. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта.

Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO и робототехника должны быть в каждом детском саду.

Идея сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству, легла в основу нашего инновационного проекта.

Включая в занятия элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным. Манипулируя с деталями ЛЕГО, дети учатся добру, творчеству, созиданию. Благодаря данной игре у дошкольников формируются коммуникативные способности, ведь каждая постройка - это своя история, которую ребёнок создаёт сам. Здесь нет неуспевающих. В каждом ребенке игра с ЛЕГО развивает уверенность в своих силах, учит доводить начатое дело до нужного результата и, главное, ребенок всегда наглядно получает продукт своего труда.

Проект «Использование LEGO-конструктора в подготовке ребёнка к школе» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогической работы с дошкольниками в использовании конструкторов «LEGO». В ней представлена система и алгоритм работы с дошкольниками, начиная с младшей группы, по развитию технически грамотной личности.

Использование LEGO-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Направления использования LEGO -конструктора:

1.Использование LEGO непосредственно для конструктивно-игровых целей.

2. При подготовке и обучении грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром.

3. В процессе диагностики. Такой метод как наблюдение за спонтанной и коллективной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Целью проекта является
создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по LEGO-конструированию, развитие конструктивного мышления средствами LEGO-конструкторов.

Задачи:

1. Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в непосредственной образовательной деятельности по конструированию, начиная с младшей группы согласно разработанному алгоритму;

2. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

3. Формировать навыки начального программирования.

4. Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.

5. Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

6. Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

7. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования через организацию активных форм взаимодействия.

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 4-7 лет

Форма проведения: групповая

На подготовительном этапе проекта мы поставили следующие задачи:

1.Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями.

2.Создание развивающей среды

3.Подбор методической литературы.

Основное содержание работы:

1.Изучение теоретического и практического педагогического опыта по проблеме проекта.

2.Разработка методологических основ проекта.

3.Изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования в образовательной процесс, внесение, предложенных родителями идей в содержание проекта, повышение мотивации и появление интереса к реализации темы проекта у родителей

4. Формирование у детей первичных представлений о применение LEGO-конструкторов, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств

5.Совершенствование развивающей среды группы в соответствии с задачами проекта.

На основном этапе работы мы поставили следующие задачи:

1.Разработка плана образовательной деятельности с использованием конструкторов LEGO.

2.Апробация плана образовательной деятельности с использованием конструкторов LEGO.

3.Стимулирование детского научно-технического творчества

4.Развитие интереса к моделированию и конструированию.

5.Включение учителя-логопеда и педагога-психолога в реализацию проекта. Деятельность, направленная на помощь и поддержку воспитанников и родителей к школе.

6.Разработка дидактического обеспечения программы.

7.Проведение открытых мероприятий, практических семинаров, консультаций по LEGO – конструированию.

На заключительном этапе мы обобщили опыт работы по реализации инновационного проекта «Использование LEGO-конструирования в подготовке ребенка к школе».Планируемый результат:

• Создание положительного опыта по обновлению образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, требованиями ФГОС ДО посредством LEGO-конструирования

• Сформировать предпосылки конструкторского мышления, изобретательства, научно – техническое творчества, способствующее современному личностному и интеллектуальному развитию детей

• Укрепление материально-технической базы, создание современной развивающей предметно-пространственной среды группы

• Обеспечение активного взаимодействия семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.

Основные принципы по Лего-конструированию:

- от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова:

1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности, они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений.

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга - 2 раза в год (сентябрь-май).

Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Данный проект является дополнением по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников. Содержание рассчитано на детей от 4 – 7 лет.

Применение LEGO-конструирования на занятиях позитивно отражается на качестве речевого развития детей, так как способствует

• Развитию диалогической речи, правильного построения связного высказывания при создании игровой ситуации.

• Развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем.

• Формированию грамматической составляющей речи.

• Формированию графического образа букв при обучении грамоте.

• Овладению звукобуквенным анализом и звуко-слоговым составом слов

Особое значение при этом имеет ознакомление дошкольников с алгоритмами и усвоение ими алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть правило, образец выполнения в строгой последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач определенного типа. В процессе выполнения алгоритма развивается умение не упускать из виду цель, не забывать о ней на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию. В течение всего времени, работая с алгоритмом, ребенок учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемым взрослым правилом или образцом.

Различные способы организации игры детей задействуют разные сферы их развития, а использование конструкторов в качестве учебного материала делает игру в конструктор элементом обучения чтению, счету. Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

Объединение моделей в единый замысел, создание сюжета, обыгрывание построек, выставка работ

По итогам реализации проекта можно сказать, что использование имеющихся у детей навыков конструирования, приобретенных на занятиях по LEGO-конструированию, всесторонне развивают ребенка в различных видах деятельности через применение технологии LEGO-конструирования, помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Так же могут пригодиться нам в будущей взрослой жизни.

Таким образом,
LEGO-конструирование развивает целеустремленность и укрепляет самооценку ребенка. Играя в LEGO, дети склонны строить всё более и более сложные конструкции. Такие модели требуют не только развитых навыков планирования, но целеустремленности для достижения цели. Встречаясь с трудностями, ребенок может перестроить модель чуть ли не с нуля. Конструктор LEGO разработан таким образом, что внешние факторы почти не влияют на конечный результат - детали крайне редко ломаются и всегда подходят друг другу. Благодаря этому ребенок всегда получается результат в соответствии с приложенными усилиями, что положительно влияет на его самооценку, развивает целеустремленность и укрепляет самооценку ребенка.