Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мошкова Светлана Валерьевна,
старший воспитатель,
МБДОУ №109
г. Мурманск
Фитнес-технология как средство формирования здоровьесберегающей компетенции дошкольников
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени- дошкольного.
Современная социокультурная ситуация предполагает разработку и реализацию перспективных технологий, ориентированных на формирование,укрепление и сохранение здоровья различных групп населения. Речь идет прежде всего об обновлении содержания физической культуры сферы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования.
Одной из наиболее острой в современной России является проблема непрерывного физкультурного образования.
Непрерывное физкультурное образование понимается как "процесс создания личностью духовных, культурно-исторических и мировоззренческих ценностей, педагогических технологий и способов деятельности, которые воспроизводят основания, обеспечивающие накопление и развитие интеллектуального, экономического и социокультурного потенциала". Оно предусматривает преемственность программ физического воспитания всех возрастных групп. Нужна чёткая последовательность содержания и формирования организации физкультурного образования человека, имея в виду дошкольное, школьное, неспециальное и образование взрослого населения.
Одной из важных задач сохранении и укреплении здоровья детей является разработка и внедрение целевых здоровьесберегающих технологий в сфере физической культуры.
Необходимость поиска эффективного решения этой задачи обусловлена тем, что сегодня состояние здоровья детей и подростков вызывает особую тревогу.
В источнике пресс - службы Роспотребнадзора сообщается, что число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%. За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней — в два раза. Отмечается значительное снижение числа абсолютно здоровых детей,стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%,то на 20%оно зависит от наследственных факторов,на 20% - от действия окружающей среды,на 10% - деятельности системы здравоохранения,а на остальные 50% - от самого человека,от того образа жизни,который он сам ведет.Недостаточно физическая активность детей,особенно в период активного роста,когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания,является одной из причинухудшения их здоровья,снижения жизненного тонуса.
В связи с этим актуальным является поиск наиболее эффективных средств и методов,путей физического и духовного оздоровления дошкольников,развития двигательной сферы ребенка,повышения интереса к занятиям физическими упражнениями. Учитывая это, в последнее время в систему образования стали активно внедрять различные здоровьесберегающие технологии.
«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей» (В.А. Деркунская). На современном этапе в дошкольных учреждениях создана эффективная система по укреплению и оздоровлению детей дошкольного возраста.

В соответствии с современными требованиями ФГОС к ДО, дошкольное образование должно идти в ногу со временем, знать потребности молодых, осовременивать физкультуру и спорт, находить такие педагогические технологии, которые способствовали бы формированию и укреплению здоровья дошкольников и не требовали больших материальных затрат и формировали бы социальныекомпетенции здоровьесбережения дошкольников.
В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в теории и практике физической культуры новых терминов: «инновационные технологии» «здоровьесберегающие технологии», «фитнес- технологии» и др.
В процессе изучения проблематики настоящего исследования выявлено, что уточнение каждого из приведённых ниже терминов, и, прежде всего, такого как «технология», является не только лишь предметом научных дискуссий, но и имеет большое прикладное значение. Большая часть появляющихся на современном этапе оздоровительных технологий связана с развитием в России фитнес-индустрии. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре – фитнес-технологии.
Фитнес-технологии - совокупность научных способов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного инвентаря и оборудования.
Детский фитнес – это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического и психического здоровья ребенка, его социальную адаптацию, формирование здоровьесберегающих компетенций (знаний и опыта необходимых для эффективной деятельности в области сохранения и укрепления здоровья).
Научным исследованиям в области детского фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты его теоретического обоснования можно встретить в работах отдельных авторов В.Е. Борилкевич, Э.Т. Хоули,Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. и др.)
Отличительная особенность фитнес – технологий, разработанных для детей в последнее время, - их доступность, эффективность, эмоцио­нальность, соответствие моде на те или иные виды двигательной активности.
Фитнес – технологии в до­школьном образовании повы­шают уровень проведения тра­диционных занятий физкульту­рой, вносят положительные эмоции, удовлетворяют потреб­ности ребенка в укреплении здоровья, формировании поло­жительного и активного отно­шения к здоровому образу жиз­ни, способствуют развитию спо­собностей занимающихся, их физическому развитию и физи­ческой подготовленности.
Основная цель их примене­ния состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к оздоровительным занятиям, потребности в систематических занятиях физичес­кими упражнениями и в осу­ществлении здорового образа жизни.
На современном этапе разви­тия фитнес – технологии можно представить семью группами (Е.Г. Сайкина).
К первой группе относятся оздоровительные системы, име­ющие корни в древневосточной культурной традиции (йога, ци­гун), а также восточных боевых искусств (каратэ, у-шу, айкидо и др.).
Ко второй группе относятся разного рода авторские оздоро­вительные методики (системы), известные чаще всего по имени их создателей, такие как дыха­тельная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, система пилатес (по имени основате­ля – Д. Пилатеса) и др.
В третью группу можно объ­единить разные оздоровитель­ные системы, строящиеся на основе научных достижений и апробации на практике. Они связаны с использованием средств, отличных от традици­онных (например: шейпинг, аэрофитнес и др.).
К четвертой группе относят­ся новые формы двигательной активности, такие как ритмичес­кая гимнастика, аэробика, стретчинг, фитбол и др.
К пятой группе относятся раз­личные инновационные техно­логии и авторские программы, апробированные и пользующи­еся популярностью. Среди них можно указать такие программы и технологии как танцевально – игровая гимнастика «Са-Фи- Дансе», «Фитбол-гимнастика», «Игровой стретчинг» и др.
Шестая группа представлена циклическими видами движе­ний: оздоровительные ходьба и плавание, велосипед, занятия на тренажерных устройствах и др.
К седьмой группе относятся спортивные и подвижные игры.
Специалисты наконец осо­знали, что занятия для детей – это не копирование занятий для взрослых, у детского фитнеса своя специфика. Занятия должны обеспечивать целост­ность педагогического процес­са, нести соответствующую физическую нагрузку, чтобы развивать и оздоравливать за­нимающихся, быть планомер­ными, а это невозможно сделать без научно обоснованной сис­темы занятий и квалифициро­ванного педагога.
Таким образом, внедрение технологии и концепции детскогофитнеса в образовательный процесс представляет систему идей, положений, соответствующих не только потребностям современной жизни, но и рассчитанных на перспективу. В ней определены цели, приоритетные направления и принципы, обеспечивающие её эффективность, целостность воздействия, оздоровительную, культурную и социальную направленность.
Так как современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, что подтверждается результатами мониторинга уровня здоровья воспитанников. Это главная причина, побудившая педагогический коллектив ДОУ искать пути сохранения здоровья дошкольника, учиться эффективно применять здоровьесберегающие технологии, в том числе инновационные технологии детского фитнеса (игровой стретчинг, детская йога, фитбол-гимнастика,танцевальная аэробика).

Апрель 2021