«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы — это здоровье. Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Одним из направлений реализации этой задачи является реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника.
Проработав в школе, всегда задумываешься, почему дети так часто болеют, в чем причины школьных болезней и я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения и делать это надо комплексно. Нужно включать ребенка в такой процесс обучения, который способствует не только развитию личности учащихся, но и снижает утомляемость детей.
В связи с этим цель работы – определение здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые для этого знания.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
· Создают нормальные условия для обучения в школе (создание доброжелательной атмосферы, отсутствие стресса у ребенка).
· Учитывают возрастные возможности ребенка.
· Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
· Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Есть несколько классификаций технологий сбережения здоровья. Все они предполагают влияние на ребенка через окружающее его пространство, физическую или умственную нагрузку, взаимодействие с другими субъектами и т.д.
Наиболее общая классификация выглядит так:
-Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
-Технологии обучения здоровому образу жизни.
-Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
- Коррекционные технологии.
Понятие «здоровьесберегающие» можно отнести к любой педагогической технологии, которая в процессе реализации создает необходимые условия для сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учителей и учащихся. И самое главное, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Благодаря общему усилию учителей, учеников и родителей по здоровьесбережению, благодаря систематической, последовательной и творческой работе по организации физкультминуток, динамических пауз и другим технологиям обеспечивается достаточный уровень функциональной деятельности всех органов и систем организма детей на уроке, их общее бодрое состояние.
Учителями начальных классов используются в учебно- воспитательном процессе здоровьесберегающие формы работы:
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки, подвижные игры;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- звуковая гимнастика;
- игры и игровая терапия;
- сказки и сказкотерапия;
- гимнастика для глаз;
- релаксационные паузы (звуки музыки в сочетании со звуками природы: пение птиц, шум воды);
- упражнения для снятия напряжения, улучшения осанки;
- тематические воспитательные часы, праздники.
- оформление стендов, стенгазет;
- уроки в природе.
Некоторые из них рассмотрим подробнее.
Самый лучший способ начать учебный день с утренней гимнастики. Она может быть представлена, как физкультурной паузой, или дыхательной гимнастикой, или в виде смехотерапии.
Подвижные паузы необходимо проводить на всех уроках, особенно это важно для первоклассников, у которых еще недавно основным видом деятельности была игра.
На уроках письма рекомендуется проводить такие физкультурные паузы:
2) Упражнение «Обороты»: сидя выпрямить руки вперед, сделать обороты кистями рук.
3) Упражнение «Наклоны»: встать, руки на пояс и под счет учителя сделать наклоны вправо, влево (2 раза).
На уроках математики лучше использовать физкультурные паузы с называнием чисел. Играя, ребенок лучше воспринимает, осмысливает и запоминает учебный материал. Физические упражнения лучше проводить под музыкальное сопровождение. Этот прием помогает снять усталость, восстановить равновесие учеников.
Упражнения – энергизатор. Следует заметить, что у ребенка есть определенные пределы работоспособности, и чем младше ученик, тем быстрее она снижается. Это связано с истощением нервных клеток, обусловленным неустойчивостью нервных процессов, повышенной возбудимостью коры головного мозга. Энергизатор — это короткое упражнение, которое восстанавливает энергию класса. Назначение энергизатора на уроке - создание положительной психологической атмосферы в классе, восстановления энергии и усиление групповой активности. Энергизатор полезен для ослабления монотонности, возбуждение активности учащихся и поощрения их к дальнейшей работе. Почти каждый энергизатор содержит элемент физкультминутки, но не каждая физкультминутка является энергизатором, поскольку последний используется не только для снятия усталости, но и для релаксации. Например, упражнение «Коллективный крик».
Дыхательная гимнастика. Уроки гимнастики полезно начинать с дыхательной гимнастики, которая развивает воображение, хорошо очищает дыхательные органы, улучшает их работу. Также упражнения для развития дыхания тренируют различные виды выдохов. Вот некоторые упражнения для развития дыхания.
2) «Рубка дров». Дети становятся прямо, ноги шире плеч. Руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимают руки вверх, вдыхают, прогибаются назад. Затем, резко выдыхают, со звуком «ха» наклоняются, опускают руки, как при ударе топором, между ног и сразу поднимают их вверх. Повторить 5-10 раз.
Пальчиковая гимнастика. Игры с пальцами были созданы для детей дошкольного возраста, но ими очень хорошо пользоваться в начальной школе, они помогут учителю не только развивать речь и интеллектуальные способности ребенка, а также снимут психическую нагрузку, пригодятся для создания рабочего ритма в течение дня. Такими упражнениями, являются: «Пианино», «Веер», «Рыбка», «Нам холодно» и т.д. «Пальчиковую» гимнастику можно использовать, как дополнительную паузу отдыха на уроках, где детям приходится много писать. Это уроки математики, русского языка.
Звуковая гимнастика. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей работы органов артикуляции (язык, губы, нижняя челюсти и мягкое небо). Точность и сила действий этих органов у ребенка развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Поэтому в начальной школе будет весьма уместно внедрять именно звуковую гимнастику. Цель которой заключается в выработке правильных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произнесения звуков. Проводить такую гимнастику нужно каждый день, для того чтобы навыки детей закрепились, но делать это нужно в игровой форме, к тому же не следует за раз выполнять более трех упражнений. К звуковой гимнастике относятся скороговорки, речевые разминки и др.
Игра - любимая форма работы для детей, особенно младшего школьного возраста. Существуют много игр, которые можно назвать терапевтическими. Такие игры полезны для любых детей, снижают напряжение и формируют определенные моральные принципы, а также учат дружному общению, пониманию. Благодаря игровой терапии ребенок приучается смело высказывать свое мнение, самостоятельно принимать решения. Чем интереснее игровые задания, которые используются на уроках, тем незаметнее, но эффективнее ученики закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания. Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины детей, является непременным условием каждой коллективной деятельности. В процессе игры у детей формируются понятия и нормы гражданского поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки. Подвижные игры развивают физическое состояние детей, физические качества, распространяют кругозор детей, влияют на психологическое состояние, воспитывает морально-волевые качества, способствует соблюдению дисциплины, раскованности и приносит пользу в повседневной жизни. Можно назвать такие подвижные игры: «Мы веселые дети», «Гуси - лебеди», «Охотники», «Второй лишний» и др. Развивающие игры — это особый вид игр, основанный на целенаправленном развитии, совершенствовании интеллекта, на передаче важной информации. Такими приемами можно успешно пользоваться не только на занятиях психолога, но и на любых уроках (математике, чтении и письме).
Цветотерапия. Более спокойными Цвет обращает внимание на главное, подчеркивает главное. Очень большое значение имеет цвет наглядности на уроке. Красный цвет обращает внимание детей на главное, усиливает активность на уроке. Но иногда учителя бездумно его используют. Поэтому только самые главные слова, орфограммы должны быть выделены красным, а другая информация цветами. Некоторые думают, что очень яркая таблица особенно запомнится ученикам. Но точная информация усваивается не более чем через три цвета. Поэтому, орфограммы - красным, другие слова - черным, а пример - зеленым или синим цветом.
Сказкотерапия — это психотерапия, уже существующими сказками и фантастическими героями. Она дает возможность проиграть основные жизненные ситуации в «защищенном режиме». Также этот прием помогает ребенку понять себя, воспитать в себе полезные качества и привычки. Общая идея этого приема заключается в том, что ребенок видит себя на месте главного героя, живет вместе с ним, учится на его ошибках.
Также к здоровьесберегающим технологиям относятся занятия на свежем воздухе.
В начальной школе каждый учебный предмет должен стать не только целью обучения, а прежде всего средством развития и воспитания ребенка. Это, в свою очередь, требует развивающего, деятельностного характера организации учебного процесса. Именно поэтому состоялись инновационные процессы в создании такого урока, который готовил бы для жизни человека мыслящего, человека - деятеля. Для того, чтобы заставить ребенка думать, Сухомлинский призывал педагогов: «Умейте заставить ребенка удивляться». Удивить можно ребенка только на интересных уроках - уроках в природе.
Музыкальное сопровождение на уроках, релаксационные паузы. В музыке находится огромный здоровье укрепляющий потенциал. Музыка стимулирует работу мозга, повышает усвоение, способствует эстетическому воспитанию, а также снимает стрессы. Звук — это энергия. Правильно подобранные мелодии способны активизировать резервы человека.
Арт-техника. В основе арт-техники лежит творческая деятельность в первую очередь рисование. Творческое развитие является не только главным терапевтическим механизмом, именно он помогает воспитать здоровую личность. С помощью арт-техники ребенок имеет возможность выразить свои переживания, чувства. Кроме того, творческая деятельность помогает снять напряжение, способствует повышению детской самооценки, уверенности в собственных силах и развивает творческие способности. Основная цель таких техник не в том, чтобы научить рисовать. Главная цель — это духовное развитие, самопознание человека через творчество и улучшения адаптации школьников.
Подводя итоги, можно отметить, что здоровьесберегающие технологии учат детей жить без конфликтов. Обучают укреплять, сохранять свое здоровье и ценить чужое. Применение здоровьесберегающих технологий приводит к повышению мотивации учебной деятельности; росту учебных достижений; создание благоприятной атмосферы на уроке.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.
Список литературы:
1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы. [Текст] / И. Е. Аверина. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 121 с.
3. Вайнер, Э. И. Как сохранить здоровье учеников. Методические разработки для учителя. [Текст] / Э. И. Вайнер. Москва: Чистые пруды, 2006.
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Формирование коммуникативных качеств/ В.А.Сухомлинский – М.: Просвещение, 1979. – 170 с.