Худайбердина А.А. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Библиографическое описание: Худайбердина А.А. Ретроспективный анализ литературы по развитию математических способностей у детей младшего школьного возраста // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Новая парадигма образования в Российской Федерации характеризуется личностно- ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъектностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. В этой связи особая роль в образовании отводится математике. Приоритетность математического образования отмечена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в соответствии с которым в настоящее время разработан проект Концепции развития математического образования в РФ. В ней названы основные цели математического образования/ ФГОС НОО определяет современные требования к преподаванию математики. В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшем знания и умения, приобретенные в ходе ее изучения, и первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в старших классах школы. Изучение математики на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие мышления младших школьников: формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения. освоение ими начальных математических знаний; воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. В настоящее время актуальна проблема формирования и развития математических способностей младших школьников.
Вопросы математических способностей исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей разных времен. Эта проблема поднималась в трудах исследователей А.Н. Колмогорова, В.А. Крутецкого, В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой, И.В. Дубровиной, К.А. Рыбникова и др. Они отмечали специфические особенности мышления математически способного ребенка умение варьировать способы решения познавательной проблемы, с легкостью переходить от одного пути решения к другому, находить новые варианты решения проблемы при измененных условиях.
По наблюдениям исследователей, в школе часто встречаются такие случаи: способный к математике ученик мало интересуется ею и не проявляет особых успехов в овладении этим предметом. Но когда учитель пробуждает у него интерес к математике и склонность заниматься ею, то такой ученик, "захваченный" математикой, может быстро добиться больших успехов. Подобные случаи имели место и в жизни известных ученых-математиков Н.И.Лобачевского, М.В. Остроградского и других.
В середине прошлого века математические способности наиболее детально были изучены В. А. Крутецким. Своей монографией «Психология математических способностей школьников» положил начало экспериментальному анализу структуры математических способностей. Под способностями к изучению математики он понимает индивидуально- психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, лёгкое и глубокое овладения знаниями, умениями, навыками в области математики. Он дает такое определение математических способностей – это способности к образованию на математическом материале обобщенных, свернутых, гибких, и обратимых ассоциаций и их систем. Указанные способности в разной степени выражены у способных и неспособных учеников. У способных при некоторых условиях такие ассоциации образуются “с места”, при минимальном количестве упражнений. У неспособных они образуются с чрезвычайным трудом. Для средних учащихся необходимым условием постепенного образования таких ассоциаций является система специально организованных упражнений, тренировка [4, с. 53].
В исследование математических способностей внесли свой вклад и такие яркие представители определённых направлений в психологии, как А. Бинэ, Э. Торндайк и Г. Ревеш, и такие выдающиеся математики, как А. Пуанкаре и Ж. Адамар. Согласно их понятиям, следует различать обычные, «школьные» способности к усвоению математических знаний, к их репродуцированию и самостоятельному применению и творческие математические способности, связанные с самостоятельным созданием оригинального и имеющего общественную ценность продукта.
А. Роджерс 1918 году в работе отмечал две стороны математических способностей, репродуктивная (связанная с функцией памяти) и продуктивная (связанная с функцией мышления). В. Бетц определяет математические способности как способности ясного осознания внутренней связи математических отношений и способность точно мыслить математическими понятиями. Из работ отечественных авторов необходимо упомянуть оригинальную статью Д. Мордухай-Болтовского «Психология математического мышления», опубликованную в 1918 году. Большой интерес представляет попытка Мордухай-Болтовского выделить компоненты математических способностей. К таким компонентам он относит в частности: «сильную память», память на «предметы того типа, с которыми имеет дело математика», память скорее не на факты, а на идеи и мысли, «остроумие», под которым понимается способность «обнимать в одном суждении» понятия из двух малосвязанных областей мысли, находить в уже известном сходное с данным, отыскивать сходное в самых отделённых казалось бы, совершенно разнородных предметах.
К проблеме развития математических способностей обращались в педагогике и в последние десятилетия Советская теория способностей создавалась совместным трудом виднейших отечественных психологов, из которых в первую очередь надо назвать Б.М. Теплова, а также Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева.
Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская, говоря об индивидуальных различиях в обучаемости детей, вводит понятие психологических свойств, определяющих при прочих равных условиях успех в учении. Они не употребляют термина «способности», но по существу соответствующее понятие близко к тому определению, которое дано выше.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес известный психолог Б.М. Теплов. Он дает следующее понимание способностей: способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В то же время, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей, и они не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека [6, с. 132]. А.В. Белошистая рассматривает математические способности как часть математического развития ребенка в сочетании с развитием математического стиля [2, с. 77].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и развития математических способностей показывает: все исследователи (как отечественные, так и зарубежные) связывают ее с процессуальной стороной мыслительной деятельности.
Мыслительная деятельность – это основной вид деятельности математика, его орудие – карандаш и лист бумаги. Воплощение в жизнь результатов этой деятельности – один из мощнейших факторов развития цивилизации сегодняшнего дня.
Математические способности - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности. Указанная совокупность представляет собой единое качественно-своеобразное целое, - только в целях анализа мы выделяем отдельные компоненты, отнюдь не рассматривая их как изолированные свойства. Эти компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, проявления которой мы условно называем «синдром математической одаренности».
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р «О Концепции развития математического образования в РФ»
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400 с.
3. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. – М: Просвещение, 1977
5. Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике: Учебно- методическое пособие для студентов математических специальностей / Е.С.Петрова. – Саратов: Издательство саратовского университета, 2004
6. Рогов, Е.И.Общая психология / Е.И. Рогов. – М., 1999. – 448 с. 2.