Конференции
2023-07-03 16:13 Январь 2023

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Чижова Светлана Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ п. г. т. Осинки, Самарская область, Безенчукский район, п. г. т. Осинки

Воспитание представляет собой управляемый процесс социализации, а влияние семьи на воспитание огромно.

«Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишённая этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного неудачничества» [1; с. 21].

Именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности ребёнка. Духовно-нравственным ядром русской народной культуры и педагогики является крестьянское воспитание, в основе которого был принцип почтительного отношения к мужчинам и старшим. Женщины в крестьянской семье были на разном положении и имели неодинаковые права, но они должны были быть сдержанными и относиться почтительно по отношению к мужчинам семьи.

Почтением, особым уважением была окружена в крестьянской трудовой семье мать. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания, которое закладывалось с самого раннего детства. В народе говорили: «Муж – голова, жена – душа (семьи)». Мать показывала детям личный пример любви к ним, заботы и нежности. За пожилой матерью дети обязаны были ухаживать.

Отношения главы семьи к домочадцам отличались строгостью. Даже взрослые дети не могли ослушаться родителей. В семье ценились простота, бесхитростность, радушие и гостеприимство, были недопустимы внешние проявления эмоций. Отношения в родительской семье были эталоном для детей. Они с малолетства приобщались к будущей взрослой жизни. Девочки ткали, пряли, вышивали. В девушках ценились смирение, доброта, хозяйственность, а в мальчиках – ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие. Таким образом, «семья с её бытом, традиционными взаимоотношениями была для ребёнка прообразом его будущей семьи, она определяла хозяйственные и нравственные устои, на которых держалась крестьянская жизнь» [2; с. 33].

Главное в воспитании современного ребёнка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. От родителей требуется принимать активное участие в жизни семьи, находить время на разговор с ребёнком, интересоваться его проблемами, помогать ему самостоятельно принимать решения, уважать право ребёнка на собственное мнение, «уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом» [3; с. 122].

Современная роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – важны самовоспитание и внесемейное воспитание, но лишь семья способна взращивать в ребёнке его положительные качества, помочь искоренить недостатки и пороки.

По мнению митрополита Макария «ныне много знания, но мало воспитания». В душевнополезном чтении сказано: «Если вы хотите, чтобы дети ваши были добрыми, послушными, побеждайте в них гордое высокомерие, ибо высокомерные дети будут своенравны и непослушны. Если вы хотите, чтобы дети ваши были счастливы, насаждайте же в них скромность и смирение, ибо скромный и непритязательный человек бывает спокоен и доволен своим положением, а человек довольный и есть честный и счастливый».

Семья – «первая школа чувств для ребёнка» [4; с. 57]. Для их формирования, нормального развития большое значение имеет воспитание у ребёнка эмоционально-положительного отношения к окружающему, что является основой доброжелательного отношения к людям, готовности к общению.

В семье закладываются черты характера человека, его отношение к труду, моральным и культурным ценностям. В ней происходит формирование основных черт будущего общественного поведения ребёнка. «Воспитывать ребёнка – значит заложить в нём основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания» [1; с. 25].

Список литературы

1. Уцелеть в семье? (О проблеме созависимости). М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007.

2. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. – М.: Школьная Пресса, 2004.

3. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. – СПб.:КАРО, 2007.

4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.