Публикации
2023-09-22 15:07 2021 (№ 17-31)

Здоровцова Г.И. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Библиографическое описание:
Здоровцова Г.И. Дополнительное образование детей в современной системе образования // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.

Система дополнительного образования в России существенно отличается от других видов образования, а также обладает уникальными особенностями в сравнении с секторами образования. В последние годы система дополнительного образования оказалась в фокусе особого интереса, как со стороны государства, так и бизнеса, и активных общественных групп. Запущены государственные проекты, направленные на использование потенциала дополнительного образования для укрепления глобальной конкурентоспособности государства и реализации интересов детей и семей, реализуются разнообразные инициативы частных и некоммерческих организаций.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые появилось определение дополнительного образования как вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В законе проведено содержательное различие между «основным» и дополнительным образованием — последнее является по своей сути добровольным, инициативным.

В соответствии с Законом об образовании, правом на реализацию дополнительных образовательных программ в качестве основного вида деятельности обладают организации дополнительного образования и организации дополнительного профессионального образования. Кроме этого, право реализовывать дополнительные образовательные программы закреплено за дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования. Основанием допуска к реализации дополнительных образовательных программ является лицензия на осуществление соответствующей образовательной деятельности. Ситуация с охватом детей дополнительным образованием на базе школ во многом остается непрозрачной. Часто имеет место отождествление дополнительных общеобразовательных программ и внеурочной деятельности как части основных общеобразовательных программ, являющихся обязательными. Распространена практика так называемого «сетевого взаимодействия», когда педагоги организаций дополнительного образования ведут занятия с детьми в помещениях школы. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. Кстати, у детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в общеобразовательной школе. К ним относятся: образовательная, воспитательная, креативная компенсационная, рекреационная, профориентационная, интеграционная, функции социализации и самореализации.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы. Поэтому не соперничество и конкуренция, а тесное сотрудничество должны характеризовать отношения педагогов основного и дополнительного образования.

Действующее законодательство структурирует программное поле дополнительного образования по шести направленностям: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой и социально-педагогической. В разрезе направленностей наиболее популярными являются программы в области искусств и физической культуры и спорта. Третье место занимают программы социально-педагогической направленности. Программы технической направленности охватывают всего 8% учащихся. Чаще всего в рамках школы учащиеся дополнительно занимаются спортом, искусством, предметами школьной программы, иностранными языками. Небольшой охват характерен для программ в области науки, техники, военно-патриотической деятельности. В последние годы отчетливо наблюдается восстановление «интереса» государства и стремление сформулировать свой стратегический запрос к содержанию дополнительного образования. Интерес государства оказался сосредоточен прежде всего на развитии технической направленности, включении в ее содержание новых областей — робототехники, 3D-прототипирования, программирования.

Возможность самореализации ребенка — на первом месте по значимости для родителей детей при выборе кружка или секции. Далее по важности следуют физическое развитие, эстетическое воспитание и развитие коммуникативных навыков. Среди фактических результатов занятий дополнительным образованием родители чаще всего отмечают сам факт занятости ребенка, сохранение его интереса, увлеченности, нахождение его под присмотром. Примерно в одинаковой степени родители наблюдают «приобретение важных для жизни знаний, умений, практических навыков» и «нахождение занятия по душе (увлечения, хобби) ». Несколько реже — «раскрытие талантаи способностей», «приобретение ребенком уверенности в своих силах», «развитие коммуникативных навыков и приобретение друзей». Наименее всего родители склонны отмечать такие эффекты, как профориентация, освоение навыков, важных для профессиональной деятельности, а также улучшение знаний по школьной программе и подготовка к итоговой аттестации.

Итак, сегодня, дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, так как оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, личности человека.