КАК ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ ОСОЗНАТЬ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Немова Дарья Сергеевна воспитатель ГБДОУ детский сад 116
Проблема:
На сегодняшний день развитие современных технологий является приоритетным направлением в мире. Невозможно недооценивать положительное влияние технологического прогресса на нашу жизнь. Но есть и обратный эффект. Гаджеты меняют жизнь не в лучшую сторону, хотя и упрощают ее. Интернет влияет на наш мозг и заставляет его адаптироваться к новым условиям. Ежесекундно в интернете на каждого человека обрушиваются нескончаемые потоки информации, зачастую лишней и ненужной. Маленькие дети, только родившись, уже сталкиваются с гаджетами и начинают с ними взаимодействовать, порой даже раньше, чем узнают о книгах. Если мозг взрослого человека, научившегося критически мыслить, еще способен отсеивать ненужные сведения, то ребенок впитывает всё целиком, перегружая свой мозг и нервную систему пустой информацией, не имеющей для него никакой пользы. А привычка «сидеть» в телефоне или планшете укореняется в поведении и закладывает принцип поверхностного восприятия данных.
Современные технологии не только забирают огромную часть времени подрастающего поколения, но и приводят к пагубным последствиям - дети перестают читать, мыслить, рассуждать, они привыкают к бесконечному потоку информации сомнительного содержания.
Роль: Учитель.
Целевая аудитория: родители школьников.
1. Вступление.
На наш взгляд, актуальность данного исследования заключается в изучении вопроса взаимодействия технологического и интеллектуального процесса и его влияния на когнитивные функции школьников. В современном мире, при быстром технологическом прогрессе для полноценного формирования всесторонне развитой личности необходимо применение технологических возможностей во время обучения, но в остальное (свободное от учебы) время должен присутствовать контроль за продолжительностью использования смартфона и компьютера.
2. Исследование о риске возникновения миопии у городских школьников.
В настоящее время миопия у школьников представляет серьезную проблему. Частота ее выявления в младших классах школы составляет 6–8 %, а к окончанию школы — не менее 25–30 %. В гимназиях и лицеях этот показатель достигает 50 %, что связано с более интенсивными и длительными зрительными нагрузками, продолжительной работой за компьютером и более частым использованием других электронных носителей информации. Возникновение и прогрессирование миопии во многом связаны с интенсивным учебным процессом, в который школьники вовлекаются уже с первого года обучения, а также с соответствующими нарушениями гигиены их зрительной работы на близком расстоянии.
Мелкий шрифт экранного текста, подсветка слишком яркая и недостаточно яркая, отсутствие стационарного положения телефона (он постоянно движется и трясется в руках), дополнительные перегрузки в школе и на кружках- все эти факторы негативно сказываются на зрении школьников, что приводит к появлению, а в последствии к увеличению степени миопии.
3. Неблагоприятные реакции растущего организма на воздействие мобильных устройств.
· электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне, обладающее свойством проникновения через ткани организма, вызывающее повышение их температуры, изменяющее метаболизм глюкозы в клетках мозговой ткани, нарушающее синтез мелатонина и соматотропина;
· высокий уровнь сенсорной стимуляции мобильных устройств растущего организма за счет интенсивного потока цифровой информации, что способствует снижению чувствительности структур мозга ребенка к дофамину;
· повышенная нагрузка на орган зрения, что обусловлено недостаточным размером шрифта и высокой концентрацией объектов различения на единицу площади экрана.
Мобильные устройства генерируют электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне с частотой 450–3800 МГц и 24–80 ГГц – в 5G мобильной связи.
ВОЗ классифицировало воздействие ЭМП РЧ мобильных телефонов как возможное канцерогенное излучение для людей.
Согласно информации Американского онкологического общества, мобильные телефоны формируют риск возникновения опухолей мозга и других видов опухолей в области головы и шеи.
Помимо перечисленных заболеваний, вызванных излучением и нагрузкой на зрение, существует еще одна проблема: дети очень часто «сидят в телефонах» в ночное время, что приводит к нарушениям режима сна и бодрствования, снижению когнитивных функций, сбою выработки гормона роста.
И это только малая часть вреда, наносимого организму бесконтрольным, частым пользованием мобильными устройствами.
4. Решение проблемы.
Для решения проблемы нужно понять, готовы ли родители менять привычный образ жизни свой и детей ради сохранения здоровья детей.
Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора при поддержке Федеральной службы Роспотребнадзора совместно с Министерством Просвещения РФ и Рособрнадзором проводили исследование, в котором опросили родителей 8 федеральных округов России. Всего приняли участие в опросе 3014 респондентов. По результатам опроса выявлено, что большинство родителей согласны с отрицательным влиянием телефонов на усвоение материала уроков и на качество обучения школьников.
Как следствие, более 90% опрошенных родителей согласились с необходимостью ограничения пользования мобильными устройствами своими детьми во время уроков.
Если после голосования в классе большинство родителей поддержит здоровьесберегающий принцип использования мобильных устройств, необходимо будет придерживаться ряда мер не только в школе, но и дома.
Меры, необходимые для соблюдения здоровьесберегающего принципа в использовании мобильных устройств:
1. Ограничение времени пользования мобильным устройством не более 3 часов в день для подростков и 1,5 часов для младших школьников. Для этого необходима установка специальных программ и приложений с родительским контролем пользования телефоном.
2. Запрет на использование мобильного устройства на уроках.
3. Организация учителем досуговой деятельности на переменах.
4. Регулярная разъяснительная работа среди детей и родителей о вреде злоупотребления пользования мобильными телефонами.
5. Привлечение школьного психолога для проведения тренингов на сплочение коллектива и улучшение социализации одноклассников.
Источники:
1. Горбачевская И.Н., Орел В.И., Бржеский В.В., Ершова Р.В. Социально-гигиенические факторы, вызывающие развитие миопии у городских школьников // Педиатр. – 2019. – Т. 10. – No 5. – С. 35–41. https://doi.org/10.17816/PED10535-41
2. Елшанский С. П. / Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, 2020, No 1, 97–106
3. Ионова В.Е., Голова Н.С. Взаимодействие школьников с сотовым телефоном как психологическая проблема // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2018. – №2 (24).
4. Новикова И. И., Зубцовская Н. А., Романенко С. П., Кондращенко А. И., Лобкис М. А. (2020). Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. No 2. С. 95–103. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16
5. American Cancer Society [Электронный ресурс]. URL: