Сундеева Н.А., Алдошина Е.С. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ "ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА, ИХ ПРИЗНАКИ"
Библиографическое описание: Сундеева Н.А., Алдошина Е.С. Урок русского языка во 2 классе "Однокоренные слова, их признаки" // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.
Цель: расширять знания учащихся об однокоренных словах;
- продолжить формировать представления о родственных и однокоренных, о корне слова;
- учить подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;
-совершенствовать умения различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, концентрацию внимания, воображение, кругозор, устную речь учащихся, умение высказывать свои идеи и умозаключения;
- воспитывать любовь, уважение ко всему окружающему миру и чтению.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Чистописание
Пп
- Из каких элементов состоит прописная буква П?
- Из каких элементов состоит строчная буква п?
- Пропишите в тетради строчку букв, чередуя прописную и строчную буквы.
- Определите последовательность написания букв в цепочке апя япа.
(гласные меняются местами)
- Какие еще буквы показывают мягкость согласного звука?
3. Введение в тему урока.
1) Картинный диктант
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд.
к
а
п
у
с
т
а
о
с
и
н
а
б
е
р
е
з
а
з
е
м
л
я
н
и
к
а
м
а
л
и
н
а
м
о
р
к
о
в
ь
(дети записывают названия растений, изображенных на картинках, объясняя орфограммы. Общее слово корень.)
2) Сравнение слов.
- Что объединяет все слова?
Слова: сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р.
Понятие: растения, у этих растений есть корень.
- кроме растений, у чего еще бывает корень?
4.Сообщение темы урока
- Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.
- И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню.
Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила.
- А что такое корень?
- Как вы думаете, почему он самый главный?
- Могут ли слова существовать без корня?
И сегодня мы с вами ещё раз в этом попробуем убедиться, побывав в его необыкновенном царстве.
- Ну, что, в путь?!
5. Работа по теме урока
1) на нашем пути первое испытание. Мы подошли к воротам первого дома. Но ворота закрыты. Мы видим какое-то необычное дерево. Вместо листьев у него какие-то слоги, буквы. Чтобы двигаться дальше, необходимо этот ребус нам разгадать.
- Как вы думаете, что это за чудо дерево?
- Правильно на его веточках повисли помощники дедушки корня. А как их зовут? (приставки, суффиксы)
- Давайте попробуем составить слова.
- Будем составлять и записывать в тетрадь.
- А какое из этих слов связано с весной?
- Легкий весенний ветерок дунул и разбросал по поляне предложение, а вместе с ним исчезла и картинка. Давайте поможем вернуть весеннюю полянку, на которой любит отдыхать дедушка Корней.
2) составление предложения (деформированное)
На лесной полянке расцвели первые подснежники.
- разбор по членам предложений;
- разбор по частям речи;
- выписать словосочетания.
3) Фонетический разбор слова ёж
Какие животные просыпаются весной?
Маленькому ежу очень хочется побыстрее проснуться и погреться на солнышке, но без вашей помощи ему не обойтись. Давайте выполним звукобуквенный анализ слова ёж.
4) Работа по учебнику.
С47 упражнение 299. (устно)
5) Работа с текстом
- Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.
Стоит чудесная погода. Пёстрыми цветами покрыты лесные поляны. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу цветут ландыши. Ландыш – это подарок весны.
- Что вы прочитали и докажите почему? (текст, предложения связаны по смыслу)
- Какого вида данный текст? (текст – повествование)
- Вставьте пропущенные орфограммы в тексте. (устная работа уч-ся)
- Как можно озаглавить данный текст?
- Что интересного вы заметили в тексте? (родственные слова)
- Найдите в тексте родственные слова, запишите их в тетрадь и продолжите данный ряд своим словом, выделив корень в родственных словах.
6) Физкультминутка.
- Давайте встанем на ноги и порадуемся приближению весны.
Руки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.
Здравствуй, солнышко! Здравствуй, весна!
А теперь попробуйте поймать первый весенний лучик, и он вам принесет удачу.
7) Игра «Определи понятие»
- По определению узнайте слово.
- Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением (скворец)
- Маленький домик для скворцов, укрепленный на шесте или дереве (скворечник)
-Птенец скворца (скворчонок)
-Как ласково можно назвать скворца? (скворушка)
- Что можно сказать о данных словах?
- Какой корень в словах?
8) И вот тропинка привела нас к замку дедушки Корня и вновь нам нужно выполнить задание, чтобы попасть в замок.
Игра «По порядку»
- Из набора слов найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол. Задание по рядам.
1ряд – Пестреть, песенный, песня, петь.
2ряд – Свет, светить, свист, светлый.
3ряд – Тёплый, терпение, потепление, теплеть.
9) Идем дальше.
Перед нами течет река, но не простая река, а река ошибок. Чтобы переправиться через мост, ошибки надо нам исправить.
У кник своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть,если их не содиржать в честоте, типле и порятке. Жучьки, плесень и грясь губят книги.
- Какая самая главная мысль этого текста?
- А почему книги надо беречь?
- Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни?
- Почему?
10) Реку мы с вами перешли, но нас ждет ещё испытание.
Самостоятельная работа в парах
- Найти родственные слова и выделить корень.
Шел грибник издалека,
А в корзинке – ни грибка!
Ни единого грибочка,
Только травка да листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенек.
11) Игра «Рассели слова по домикам»
- Дедушка Корней во всем любит порядок, чтобы все жители его страны жили на своем месте. Давайте поработаем в тетрадях и расселим жильцов по своим квартирам. Запишите слова в три столбика: стол, гора, море; подберите к ним однокоренные слова, записывая в соответствующий столбик.
13) Работа над фразеологизмами
- корень - когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово корень.
- корень зла - например, когда речь идёт о причине чего-то плохого, скажут корень зла.
- это в корне неправильно - осерьёзных ошибках
- зри в корень - значит, выдели самое главное.
- Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.
Итог урока.
- Над чем мы с вами работали на уроке?
- Какие слова называются родственными словами?
- Что называется корнем слова?
- Что больше всего запомнилось на уроке?
Домашнее задание
- стр.49 упражнение 302.
- Оцените свою работу на уроке.
(ученики выбирают круг красный или голубой)
- Красный – урок понятен, всё усвоил, активно работал на уроке.
- Голубой - есть затруднения, не всё понял, старался включиться в работу.