Публикации
2023-10-03 14:28 2022 (№ 32-43)

Игнатова Л.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Библиографическое описание:
Игнатова Л.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.

Не мыслям следует учить, а мыслить
И.Кант

Актуальность рассмотрения данной темы связана с тем, что в ФГОС НОО приоритетом названо формирование УУД. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения.

Работая много лет в школе, я понимаю, что важно ни сколько ученик может взять знаний, а то, сколько из «взятого» он сможет использовать на практике. Как сделать так чтобы, весь багаж знаний ребенка, имел чёткую структуру, смысл, и лежало не мертвым гнрузом в его голове, а как то, что надо ему для жизни!? «Чудодейственным средством», считаю, является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности

Одним из блоков метапредметных результатов являются познавательные УУД. Они являются основой для развития познавательной деятельности, являясь мотивом для ее возникновения, а также наивысшей формой проявления познавательной потребности у детей. Познавательные УУД рассматриваются как основной мотив умственной деятельности. Низкий уровень его развития может послужить причиной неуспеваемости детей в школе, снижения их познавательной активности, отсутствия мотивации в обучении.

К моменту поступления в школу не все дети готовы как физически, так и морально к восприятию информации, логическим учебным действиям, не готовы решать многообразные задачи. Но именно младший школьный возраст, в силу возрастных особенностей развития психических процессов, является наиболее благоприятным для формирования познавательных УУД.

В связи с этим я определила свою роль как учителя начальных классов – формировать познавательные УУД на уроках и во внеурочной деятельности с целью получения стабильной успешности обучения младших школьников.

Развитие познавательных компетенций у младших школьников - это длительный процесс, который проходит условно в несколько этапов: подготовительный, операционный, рефлексивно-оценочный и обобщающий.

І. Подготовительный этап. Он включает определение цели формирования УУД, их функций в процессе обучения, определение ориентировочной основы каждого из УУД.

На подготовительном этапе свою работу по решению данной проблемы начинаю с 1 класса. В начале обучения провожу стартовую диагностику состояния сформированности познавательных (логических) УУД. И с определения уровня мотивации обучающихся. Для этого использую методики: в 1 классе «Беседа о школе», во 2 классе «Оценка уровня школьной мотивации обучающихся начальной школы», в 3 и 4 классах - «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» автор А.Д. Андреева.

II. Операционный этап. Он включает поэтапную отработку универсального учебного действия, нахождение форм УУД применительно к каждому предмету, определение связей УУД с содержанием предметных дисциплин, создание системы заданий, которые обеспечивают формирование заданных свойств универсального учебного действия.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся познавательных УУД, максимально использую возможности учебно-методического комплекса: УМК «Школа России», электронные пособия для интерактивной доски, электронные приложения к учебникам, тетради на печатной основе и др.

На основе типовых заданий и на основе заданий, которые создаю сама, начинаю работу по формированию познавательных действий, которые включают в себя общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия (моделирование).

На уроках русского языка активно использую моделирование. Уже на этапе обучения грамоте ввожу понятие «модель» на примере составления модели предложений, звуковых моделей слов, которые затем преобразуются в буквенные. При составлении этих моделей используем конструктор «Лего». Каждый длинный кирпичик – это слово. Если слово пишется с заглавной буквы, то на длинный кирпичик дети ставят маленький. «Маленькие» слова (предлоги, союзы и др.) – маленький кирпичик.

Например, модель предложения «У Кати живет Жучка.», выглядит так:

.

При составлении модели, дети в парах, помогая друг другу, повторяют правило написания предложений («первое слово в предложении пишем с заглавной буквы, все слова пишем отдельно друг от друга, в конце ставим точку или вопросительный, или восклицательный знаки». Повторяют правило написания имен собственных).

Модели мы используем на протяжении изучения всего курса русского языка. Приведу несколько примеров.

Темы: «Безударная гласная в корне слова», «Парная согласная в корне слова».

Модели орфограмм:



Тема: «Предлог»

Модель:



«Считывая» формулировку правила с краткой схемы, ребенок развивает память, воображение, речь, мышление.

Овладевая умением моделировать орфограмму, учащиеся приходят к умению выстраивать схемы-алгоритмы.



На следующем этапе обучения моделирующей деятельности с целью актуализации приёмов логического мышления ввожу упражнения с элементами сравнения, обобщения и классификации.

Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваю постепенно и поэтапно в процессе логических рассуждений и размышлений учащихся. Такая работа носит исследовательский характер. В работе же с готовой схемой гораздо меньше возможностей для организации поисковой деятельности. Чаще всего она репродуктивна.

Широко использую моделирование при решении задач:

- предметное, схематическое, символическое моделирование;

- таблицы и чертежи;

- моделирование геометрических понятий из бумаги, пластилина, счетных палочек и др.

Модель (схема) является одной из наиболее доступных форм формирования наглядно-образного мышления младших школьников.

Схемы использую на разных этапах урока:

· при изучении и закреплении нового материала:

- учитель строит схему – учащиеся наблюдают;

- учитель начинает моделирование – учащиеся продолжают и завершают работу;

- учащиеся самостоятельно создают схему.

Например, на уроке математики в 4 классе при изучении темы «Действия с величинами» предложила самим составить схему-алгоритм решения данных выражений.

1.

2. + -: *



3.

· при повторении ранее изученного, при проверке и закреплении знаний (использовали готовые схемы и воспроизводили их).

Таким образом, модели (схемы – опоры) способствуют формированию логических универсальных действий (зрительной памяти, образного мышления, анализа и синтеза), позволяют разнообразить работу на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают «плотность» урока, дают возможность применять необычные формы контроля, решают проблему личностно-деятельного подхода в обучении.

Одним из важнейших познавательных универсальных учебных действий на уроках является установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.

Устанавливать причинно-следственные связи на примере слов начинаю с игры, которую дети очень любят. «Если мы посадим семечко огурца, то вырастет помидор?» «Нет!». «А что?». «Огурец!». «А из котенка вырастет собака?». «Нет! Кошка». Постепенно задания усложняются.

1. Почему упал шарик?



2. Составьте причинно-следственные связи:

Подул ветер ….

и

значит

потому что

поэтому

Проснулся поздно.

Прохожие открыли зонты…

Лесные жители лишаются крова и пищи.

Опоздал на занятия…

По реке поплыл кораблик.

Не выучил формулу пути…

Не решишь задачу на движение.

В слове «садовник» пишется а

Начался дождь.

Люди вырубают леса…

В слове «садик» ударение падает на а.



3. Составьте предложение «Если …., то…», «…., так как….», «…, потому что….», «Для того чтобы…», «Чем…, тем …».

Пример: «Если будешь сидеть неправильно, то……»

«Чем выше солнце, тем ….»

4. Используя приём «Да-нет-ка», у детей сужается поиск искомого предмета посредством задавания вопросов, когда учитель отвечает словами «да-нет». Данный прием формирует умение связывать разные факты в одну картину; умение систематизировать информацию; умение устанавливать и связывать причину и следствие; умение слушать - слышать друг друга. Например, учитель загадал число 45. Ученики задают вопросы: «Это однозначное число? Нет. В нем больше одного десятка? Да. Цифра, обозначающая количество десятков, делится на 2? Да. Сумма цифр больше 9? Нет».

5. На уроке «Окружающий мир» при изучении темы «Где живут белые медведи?» устанавливали, по какой причине редко можно увидеть родившихся медвежат. «Медвежата рождаются зимой и до весны находятся в берлоге».

6. Тема «Мир глазами астронома». Температура на Меркурий достигает +480о, на Марсе редко поднимается выше 0о, на Юпитере температура близка к -130о, а на Сатурне приближается к -170о. Как вы объясните такое изменение температуры?

7. Тема «Поверхность нашего края». Прием «фишбоун». «Прочитайте текст и заполните схему фишбоун». Метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.



Такие познавательные результаты, как умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная литература, словарь, Интернет и др.), формирую, активно используя такие методы:

- работа с энциклопедиями и словарями (в учебнике русского языка В.П. Канакиной представлены: орфоэпический словарь, словарь однокоренных слов, синонимов, антонимов и омонимов, фразеологизмов, орфографический и толковый словари, картинная галерея, памятки);

- работа с текстом при решении текстовых задач, извлечение из него математических данных, множества, величины, связи, отношения, зависимости, числовые данные;

- чтение разнообразных моделей при решении познавательных задач на всех уроках, при обучении решению задач по математике;

- поиск нужной информации в контролируемых сетях;

- извлечение информации из окружающего мира как источника информации (например, при проведении математических экскурсий по технологии Т.В. Смолеусовой);

- проведение опытов, экспериментов;

- организация проектов по всем предметам.

Чтобы детям было интересно на уроке, изобретаю такие задания: задания на формирование умения переводить информацию из одной формы в другую и получать ее из схем, таблиц, графиков и диаграмм (именно с такими заданиями хуже всего справились ученики в международном исследовании PISA, при выполнении комплексных работ, ВПР).

Например,

Задание 1. Мама попросила тебя купить молоко «Простоквашино» жирностью 3,2%. Обведи тот пакет, который ты возьмешь в магазине?



Эта задача, состоит из условия, содержащего исходные данные - вербальные (молоко «Простоквашино») и числовые (3,2%), а также вопрос: Какой из пакетов ты возьмешь в магазине?

Трудность для детей при её решении состоит не только в удержании двух ориентиров (торговой марки и процента жирности продукта), но и в необходимости оперировать ими при анализе четырёх объектов.

Следующая разновидность задач, подобно приведённой выше, требует от учеников сосредоточенного внимания к ключевым в смысловом отношении словам.

Задание 2. Петя и Юра договорились встретиться на стадионе возле афиши, на которой сообщается о футбольном матче среди студентов. Юра пришел первым и увидел вот такие афиши.

• Обведи ту афишу, к которой подошёл Юра.

• Подчеркни слова - подсказки.

• Попадут ли мальчики на матч, если их встреча назначена на 19 часов 22 апреля?

Как видим, в условии содержатся указания относительно места и времени встречи, что позволяет приравнять это условие к описанию речевой ситуации, весьма частотной в коммуникативной практике каждого человека. Выполнение реальных действий по поиску самых информативных языковых средств, установление логических и семантических связей между ними обеспечивает свободную и правильную ориентировку в пространстве текста задачи.

Задание 3. Задача «Игра в дартс»

- Знаете ли вы игру, которая называется дартс? Как в нее играть?

- Смешарики Крош, Нюша, Лосяш и Ежик играли в дартс. Они бросили дротик по одному разу. Набранные очки занесены в круговую диаграмму.

- Определите по диаграмме, сколько очков набрал каждый. (Крош набрал 9 очков, Нюша – 7 очков, Лосяш – 10 очков, Ежик – 8 очков).



-Затем смешарики решили объединиться в команды по двое. Как они могли объединиться, если:

а) одна команда выиграла у другой 4 очка? (объединились Лосяш с Крошем, а Нюша с Ежиком: (10 + 9) – (8 + 7) = 4);

б) одна команда проиграла другой 2 очка? (объединились Лосяш с Ежиком, а Крош с Нюшей: (10 + 8) – (7 + 9) = 2);

в) одна команда выиграла у другой 1 очко? (такая ситуация невозможна);

г) обе команды набрали одинаковое количество очков? (объединились Лосяш с Нюшей, а Ежик с Крошем: (10 + 7) = (8 + 9).

- Смешарики решили бросить дротики еще раз. Сколько нужно набрать каждому из них, чтобы у каждого получилось поровну?

(Возможно несколько вариантов:

1вариант: Лосяш – 0 (в «молоко»), Крош – 1 очко, Ежик – 2 очка, Нюша – 3 очка.

2 вариант: Лосяш – 1 очко, Крош – 2 очка, Ежик – 3 очка, Нюша – 4 очка.

3 вариант: Лосяш – 2 очка, Крош – 3 очка, Ежик – 4 очка, Нюша – 5 очков и т.д.).

Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.

Примеры проблемных заданий.

В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения.

Распредели слова: гува, опащ, терь, скичь, кряда, жадро, клущь, кряч, магра, щгара, рюнь, вищь втаблицу в зависимости от типа склонения.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

гува

кряда

магра

щгара

опащ

жадро

кряч

рюнь

терь

скичь

клущь

вищь



В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке. Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён существительных. Постарайтесь вставить их:

Щгаратрымчет о кряч___ и о скич__. Вищьзукает по магр__, по жадр__ и по тер___. От клущ__ и от рюн__ рыкуетопащ.

По математике это могут быть задачи:

- с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.

В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина.

Сколько апельсинов съели они вместе?

Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?

Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.

- Интересны задачи, в которых нет вопроса:

Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.

- Задачи с заведомо допущенными ошибками.

- Задачи с противоречивыми данными.

На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

- Нестандартные тексты задач. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г. Остера.

Много материала для работы по формированию у учащихся познавательных действий предоставляется на уроках литературного чтения. Дети учатся прогнозировать содержание раздела, текста по его названию, сравнивать художественные и научные тексты, ориентироваться в тексте и извлекать необходимую информацию, находить объяснения непонятным им словам в толковом словаре, анализировать свои поступки на основе анализа поступков героев произведения, учатся выражать свое отношение к прочитанному через выразительное чтение, составлять план текста, пересказывать текст (краткий пересказ, пересказ от лица одного из героев рассказа, творческий пересказ), составлять презентации и др.

Также формированию и развитию познавательных УУД способствуют следующие виды заданий:

o «Найди отличия» (можно задать их количество);

o «Поиск лишнего»;

o «Лабиринты»;

o «Цепочки»;

o использование приема «инсерт» - прием технологии РКМЧП (Д.Воган и Т. Эстес).

o составление схем-опор;

o работа с разного вида таблицами, графиками;

o оставление и распознавание диаграмм;

o работа со словарями, энциклопедиями, справочниками.

Накопление опыта решения представленных выше типов задач должно стать условием успешного переноса приобретённых познавательных универсальных учебных действий на процесс «добывания» детьми сведений, которые направляют их действия при выполнении упражнений.

Помня слова Гербера Спенсера «Великая цель образования — это не знания, а действия», при формировании универсальных учебных действий я использую системно-деятельностный подход, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения начального образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Например, при изучении периметра дети узнавали, сколько тесьмы нужно, чтобы обшить косынку своей куклы, какой длины должна быть нитка с бисером, чтобы украсить рамку для фотографии. При работе над проектом «Наша школа», дети узнавали периметр школы, измеряя его шагами. Получив разные результаты, дети пришли к выводу, что нужна единая мерка для измерения. Тем самым дети учатся применять полученные на уроке теоретические знания при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Учебная мотивация

Использование ИКТ

Личность учителя

Дифференцированный подход

Эмоциональная атмосфера

Проблемные ситуации, ситуации из жизни

Создание ситуации успеха

Игровые приемы



Но достигнуть планируемой цели только в рамках обязательных учебных занятий не реально. Поэтому в нашей школе на протяжении ряда лет за счёт школьного компонента в учебный план введён предмет «Мои первые проекты» для обучающихся 2-3 классов. Разработана рабочая программа, которая способствуют формированию универсальных учебных действий на повышенном и творческом уровне.

Успешность ученика определяется, прежде всего, учебной мотивацией, т.е. тем, как велико его желание учиться. Для её формирования использую следующие приемы.

Представленные в схеме приемы применяются в комплексе. Формирование учебной мотивации идет одновременно с формированием УУД.

ІІІ. Рефлексивно-оценочный этап. На этом этапе происходит оценка промежуточных результатов, самооценка и выход на новые задачи. «Достигли ли мы намеченной цели? Куда мы стремимся? Как это сделать?»

Оценку метапредметных результатов провожу в ходе различных процедур:

1. По типовым задачам, описанным в книге «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителей» Под редакцией А.Г. Асмолова.

2. При выполнении учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

3. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы:

ü «Перестановки» (А.З. Зак);

ü «Задания из математики» (С.Ф. Горбов, О.В. Савельева и др.);

ü «Календарь» (Г.А. Цукерман и О.Л. ОбуховА);

ü «Детские задачи» (Г.А. Цукерман, С.Ф. Горбов и др.);

ü «Подсказки» (Е.В. Чудинова, О.В. Савельева);

ü «Составление текста» (З.Н. Новлянс).

4. При выполнении комплексных заданий на межпредметной основе.

Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. В этом случае веду внутреннюю оценку, и результаты фиксирую в портфолио детей.

Надо сказать, что для достижения положительного результата в данной работе немаловажную роль играет психологический комфорт детей в классе, школе и их здоровье. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить Федеральных государственных образовательных стандартов. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли ученика. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Эту задачу реализую через:

- соблюдение СанПиН и правил охраны труда (рациональная организация урока - чередование умственной и двигательной активности, расписание уроков, дозировка домашних заданий, питьевой режим, сменная обувь, зеленая зона класса);

- реализацию мероприятий школьной программы «Здоровье»;

- ведение курса «Разговор о правильном питании»;

- проведение просветительской работы среди детей и их родителей;

- привлечение родителей к организации активного отдыха детей (совместное катание на коньках, лыжах);

- формирование навыка позитивного коммуникативного общения (совместные праздники и конкурсы, походы, поездки в театр);

- вовлечение детей в спортивно-оздоровительную деятельность (участие детей в соревнованиях, Дни здоровья, поход в лес, весенний и осенний кросс, летние оздоровительные площадки, спортивные секции;

- организацию зеленой зоны в кабинете и др.

IV. Обобщающий этап («момент истины») по формированию УУД, на котором будут сделаны окончательные выводы, проходит в конце 4 класса.

В заключение хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов, а мне как учителю эта работа позволяет развиваться и совершенствоваться.

Библиографический список:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

2. Осмоловская, И. М. Формирование универсальный учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10.– с. 6–12.

3. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий// Наука и образование: современные тренды. - 2013. - № 2 (2). - с. 46-102.

4. Белоусова, Г. В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира / Г. В. Белоусова // Начальная школа. – 2017. – № 7. – с. 39–43.