ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Алёшина Анна Викторовна учитель математики МБОУ "Колюбакинская СОШ", п. Колюбакино
Дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности личностных качеств. Учёт индивидуальных особенностей детей – один из ведущих принципов дидактики.
Эта тема особенно актуальна на современном этапе, так как Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение, ставится задача, создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентирована на индивидуализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда».
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Уровневая дифференциация – это технология обучения в одном классе детей разных способностей.
Основной принцип технологии - предъявление ученику минимальных обязательных требований. Он и в традиционной системе представляет, что нужно от него учителю. Но это требование на пятёрку. Таким образом, перед учениками ставиться планка значительно выше, чем многие из них в состоянии «перепрыгнуть», а тройка становиться чуть ли не преступлением. Сообщая ученику, уровень минимальной положительной оценки, мы тем самым определяем некую границу его прав и обязанностей. Ученик знает «Это я обязан освоить, а больше - если могу и хочу». Он осознанно выбирает собственный уровень образования, исходя из своих интересов, склонностей, способностей. Для нас неприемлем подход «тот ученик лучше, кто лучше знает мой предмет». В этом суть технологии. Главная педагогическая установка уровневой дифференциации обучения – формирование положительной мотивации у школьников. Все дети могут достигнуть обязательных результатов обучения по каждой теме.
Так, например, Рональд де Грот выделил три уровня:
Первый микроуровень, когда различный подход к определённым группам детей внутри класса. Этот уровень дифференциации иногда называется внутренней или внутриклассной.
Второй мезоуровень – уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы отдельными классами, профильными, направлениями.
И третий макроуровень – дифференциации между школами, создания различных типов школ второй и третий уровень представляет собой внешнюю дифференциацию.
Как бы хорошо ни было поставлено обучение, оно не может обеспечить единого темпа продвижения всех учащихся класса. Эффективность усвоения школьниками приёмов умственной деятельности будет зависеть не только от качества обучения, но и от индивидуально- психологических особенностей детей, от их способности к обучению.
С повышенной обучаемостью. В порядке индивидуальной работы ученики этих групп изучают дополнительную литературу, выполняют специальные задания и дополнительные упражнения, готовят доклады и рефераты по интересующим их вопросам.
С пониженной обучаемостью, для которых характерны быстрая утомляемость, пассивное отношение к умственной работе и замедленное формирование обобщенных знаний. Учащиеся данной группы нуждаются в замедленном темпе изучения учебного материала, в большем числе упражнений. В работе с ними необходимо уделять внимание развитию их познавательных интересов.
С низким уровнем обучаемостью нуждаются в строго индивидуальном подходе. Занимаясь с этими учащимися дополнительно, нетрудно добиться необходимого уровня усвоения ими учебного материала. Но как только дополнительные занятия прекращаются, пониженная обучаемость обнаруживалась вновь. Это объясняется тем, что длительное отставание в учении часто приводит к формированию отрицательной мотивации к нежеланию работать над собой.
С пониженной обучаемостью организуется в дифференцировании учебного материала по объёму и степени сложности. Учителю важно установить, какие недостатки в развитии познавательных процессов тормозят нормальное усвоение материала, Какие отрицательные особенности личности мешают ей работать над повышением своего развития, какие условия способствуют закреплению недостатков и отрицательных черт. Только в соответствии со всем этим можно определить, какую именно помощь следует оказать ученику.
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения — формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую решать призвана, прежде всего, школа, значит, решать ее нам, учителям. Развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно работать происходят как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ.