Конференции
2023-07-06 17:52 Май 2023

РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пинчук Татьяна Александровна
воспитатель
МДОУ «Детский сад «Светлячок» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
Л.Н.Толстой

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество, это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Военно-патриотическое воспитание (С. Ж. Курилов, В. Ю. Микрюков.и др.) предусматривает развитие личности на основе боевых традиций своего народа, формирование их готовности к защите Отечества, службе в Вооруженных силах РФ, овладение необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями. И направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Оно предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей и гражданственности.

Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования таких высоконравственных качеств как: патриотизм, гражданственность, коллективизм, гуманизм, альтруизм, ответственность, долг и т. д. Должное внимание необходимо уделить воспитанию воли и высоких нравственно-волевых качеств – героизма, смелости, самоотверженности, отваги, мужества, умения постоять за свою Родину, свой народ.

Для того, чтобы формировать эти понятия, навыки и качества в нашей группе проводятся различные мероприятия.

Для развития чувства любви к природе, к родному краю, а в дальнейшем и к стране в целом нам необходимо создавать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Для достижения этих целей мы с детьми неоднократно принимали участие в экологическом конкурсе «Сохраним Саратовский край»¸ целью которого было содействие формированию у подрастающего поколения бережного отношения к истории, культуре и природе родного края, любви к малой родине. Рассматривали достопримечательности Саратовского края, посещали виртуальную экскурсию по п. Светлый, а так же г. Саратов и его заповедным местам.

В нашей группе было организовано развлечение «Наш Светлый городок», где дети познакомились с историей малой родины. Реализовывался проект «Улицы нашего городка», целью которого было знакомство с названием улиц и их историей. Были организованы экскурсии к памятникам и достопримечательностям п.Светлого, где дети познакомились с выдающимися личностями и героями нашего городка, такими как Лопатин Н.Я, Коваленко В.Л., Кузнецов Н.М, их подвигами, мужеством и героизмом, проявленным при выполнении воинского долга по защите Отечества.

В целях военно-патриотического воспитания были организованы различные экскурсии. Дети посетили «Музей воинов-интернационалистов», где познакомились с героем Афганской войны Судницыным Александром Владимировичем. Ребята услышали о его подвиге, увидели фотографии героя, его награды и значки, ознакомились с экспонатами музея, альбомами о Великой Отечественной Войне.

Посетили «Музей боевой славы военных водителей», в котором представлены образцы техники военного и послевоенного времени, «Землянка военных регулировщиков», диорама «Подвиг военного водителя» и другие масштабные экспонаты. Кроме техники ребята познакомились с такими материалами Великой Отечественной войны, как советское и немецкое оружие, предметы обмундирования и быта, значки, награды, подлинные документы красноармейцев и многое другое.

В ближайшее время планируется посетить парк «Патриот», где дети смогут познакомиться с военной техникой, такой как путепрокладчик «БАТ-М», МАЗ-543, ГАЗ-66 и др. Рассмотреть ее и узнать о назначении, что позволит расширить и закрепить представления детей о военной технике.

Ежегодно, на кануне Дня Победы, мы с детьми ходим к памятнику воинов погибших в Великой Отечественной войне, где чтим память погибших минутой молчания, возлагаем цветы, ребята читают стихи о войне и поют песни. Наши дети являются участники акции «Бессмертный полк». Это способствует воспитанию патриотических чувства, интереса к прошлому России, гордости за своих предков и формированию представлений о героизме, подвигах, смелости, мужества и отваге. Так же нашим ребятам выпала такая возможность и честь посетить участника Великой Отечественной войны Трошина Павла Семеновича дома. Ветерану дети подарили цветы, подарки, сделанные своими руками, прочитали стихи, исполнили песни военных лет. А также поздравления получила Ахмедзянова Мария Григорьевна, прабабушка нашего воспитанника, которая тоже является участницей ВОВ.

Наши дети активно принимают участие в конкурсе чтецов посвященном Дню Победы. И не смотря на свой юный возраст они читают стихи выразительно, эмоционально, в полной мере осознавая значимость и величие этого праздника.

В апреле прошлого года сборная команда девочек «Санбат», куда входили наши воспитанницы, успешно выступили и заняла 1 призовое место на муниципальном конкурсе «Смотр строя и песни». Командир команды показал своё умение командовать и вести за собой, а остальные участницы чётко выполняли требования командира, показали свою военную выправку, дисциплину, организацию, строевую подготовку.

В конкурсе «Созвездие талантов» наши воспитанники заняли 1 призовое место с репертуаром музыкально-литературная композиция «Мы дети солнца». Дети пели песни военных лет, читали стихи, разыгрывали сценки из военной жизни. Слова, музыка, песни - все было настолько хорошо подобрано, детьми было хорошо все сыграно, каждый прочувствовал на себе тяжесть военных лет, ответственность, которая ложилась на плечи красноармейцев, силу подвига и героизма, а так же благодарность нынешнего поколения тем, кто отстоял и защитил свою Родину. Некоторые дети с репетиций возвращались со слезами на глазах, что показывает насколько глубоко они осознают происходящее, как их затрагивают события войны и как сильно они сопереживают фронтовикам.

В группе реализовывался проект «Поклонимся великим тем годам», целью которого было воспитать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает свою Родину, кто отдает за нее свои жизни. Дети узнали какими силами далась победа нашему народу, как тяжело ему жилось во время войны и после нее. В рамках этого проекта была организованна экскурсия в библиотеку, где дети познакомились с тем, как она устроена, нам показали стеллаж с литературой о войне, одну книгу мы взяли почитать в группу.

Так же нашим детям выдалась такая замечательная возможность отправиться в кинотеатр на просмотр фильма «Солдатик». Это история маленького мальчика, обнаружившего немецких диверсантов, спасшего жизнь командира и награжденного в 6 лет медалью «За боевые заслуги», основанный на реальных событиях. Нашему взору представилось как приключение, так и мало приглядное лицо войны.. Ребята весь фильм просидели в полной тишине, как девочки, так и мальчики, и все 1,5 часа заинтересованно смотрели. Равнодушных не осталось. Некоторые вышли из кинотеатра со слезами на глазах, настолько их тронула эта история. После просмотра драмы в группе была проведена беседа, а дети поделились своими впечатлениями.

Проводилось развлечение, посвященное Дню Защитников Отечества «Мы - солдаты», а так же спортивное мероприятие «Праздник Защитника Отечества», с участием пап. Дети читали стихи о Российской армии, пели песни, принимали участие в «военной подготовке». Дети, а так же их родители с большим желанием выполняли сложные задания: переносили «снаряды», летали на «боевых» самолетах, сбивали вражескую цель, перевозили боеприпасы, спасали раненых. Дети в игровой форме получили практические навыки «военной» подготовки, с которой они все успешно справились, а так же массу положительных эмоций. Участвуя в спортивных соревнованиях дети учатся преодолевать трудности, препятствия, знакомятся с чувством взаимовыручки, сопереживания, соперничества.

Так же систематически на занятиях мы знакомим детей с названиями родов войск в России, с особенностями военной формы, развиваем интерес к воинской службе, развиваем умение в продуктивной деятельности отражать свои представления о Российской Армии, различать форму различных родов войск.

Приобщение к военно-патриотическому воспитанию осуществляется так же с помощью чтения патриотических литературных произведений, что оказывает влияние на эмоциональную сферу и чувства детей. Прочитав патриотическое произведение, мы обсуждаем описываемые ситуации, в которых заключается глубокий смысл. Выделяем литературных героев с различными чертами характера, оцениваем их поступки и те проживания, которые они испытывают. Все это позволяет воспитывать любовь к своей Родине, мужество, отвагу, смелость, желание совершать героические поступки. Так же мы разбираем с детьми пословицы, поговорки, загадки, разучиваем песни военно-патриотической направленности.

Патриотическое развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Поэтому патриотическое воспитание детей - это одна из основных задач общества, цель которого состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В нашей группе мы стараемся сделать все возможное, чтобы зародить в наших детях эти семена..

Спасибо за внимание!