Конференции
2023-12-29 14:40 Сентябрь 2023

ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

Кудашова Ирина Александровна
учитель начальных классов
ЧОУ "Согласие-М", г. Екатеринбург

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К.Д. Ушинский

Литературное чтение в начальной школе является одним из основных в образовательной системе. Оно формирует общую грамотность, способствует полноценному развитию, прививает умение работать с текстом.

Главное требование к урокам литературного чтения по ФГОС – сделать чтение метапредметной компетентностью младшего школьника, включая предметные и надпредметные компетенции (читательскую, языковую, информационную, коммуникационную, познавательную и др.)

Успех зависит в первую очередь от регулярной тренировки школьников в чтении. Учитель должен постоянно и целенаправленно работать с каждым школьником над совершенствованием его умения работы с текстом. Учитель создаёт условия для достижения образовательной цели. И каждый урок должен быть очередной ступенью в повышении уровня навыков чтения и общего развития личности младшего школьника.

Воспитательное воздействие уроков зависит от воспитательного потенциала литературного произведения, которое выбрано для чтения. ФГОС требует, чтобы читательская деятельность занимала не менее 2/3 учебного часа. Учитель же должен найти идеальный баланс между чтением и развитием речи школьников. На каждом уроке должно быть выделено время для речевых упражнений. Обязательное требование к организации урока – определение вида и жанра произведения.

В план урока литературного чтения педагог включает этапы, присущие комбинированным урокам: восприятие, усвоение, применение на практике. В начальной школе по ФГОС они сплетаются между собой, плавно переходят друг в друга и проявляются следующими видами образовательной деятельности:

· Проверка выполнения домашнего задания.

· Подготовка к восприятию нового текста.

· Работа над первичным восприятием.

(Текст читает учитель или дети, либо они прослушивают запись.)

· Эмоциональная оценка содержания в формате беседы.

· Чтение текста учениками про себя.

· Анализ литературного произведения.

· Обобщающая беседа.

· Выборочное выразительное чтение.

· Творческая интерпретация текста.

· Заключение.

Если текст литературного произведения большой по объёму, можно разбить его на части и изучать каждую часть на отдельных уроках по описанной схеме. Либо на первом уроке провести чтение и восприятие, на втором и последующих – обсуждение, анализ, интерпретацию.

Научить просто читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев. Чтобы достичь результатов освоения учебной программы по литературному чтению в соответствии с ФГОС, профессором Н. Н. Светловской разработана технология продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде); подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»); концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

Технология продуктивного чтения отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. По ФГОС учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности обучающихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологии продуктивного чтения выглядит следующим образом:

I. Организация класса, психологический настрой на занятие.

II. Мотивация к учебной деятельности. Используется речевая разминка в форме загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, песенки.

III. Актуализация знаний. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на собственный опыт и знания. Например, какие книги дети читали вчера дома, кто читал вместе с ними, что извлекли дети из прочитанного, какую книгу они порекомендуют прочитать одноклассникам.

IV. Открытие новых знаний.

1. Чтение небольших литературных произведений, фольклорных жанров, рассмотрение репродукций картин, прослушивание музыкальных произведений, связанных с темой чтения, работа над новыми словами.

2. Чтение текста и работа с ним. Восприятие текста, разбор непонятных слов, проверка эмоционального воздействия. Повторное чтение и анализ. Выборочное чтение, словарная работа.

3. Работа с текстом после прочтения. Коллективное обсуждение, разбор названия, уточнение основной идеи произведения, работа с иллюстрациями.

4. Творческая работа. Выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка, творческий пересказ.

V. Итог. Обсуждение, какие чувства вызвал рассказ, какие черты характеризуют героя. Ученики оценивают работу свою и класса, выбирают для себя творческие задания.

Данная технология повышает читательскую компетенцию учащихся младших классов, которая служит базовой основой их дальнейшего развития, образования, роста. Чтение, умение воспринимать и анализировать прочитанное необходимо для изучения всех школьных предметов. Так же, обязательно рекомендую проводить уроки литературного слушания. Эти уроки позволяют научить детей не только слушать, но и слышать, вычленяя из текста главное. Умению запоминать объемный текст и воспроизводить его.

Следует помнить, что исходя из требований ФГОС НОО, необхожимо прививать любовь к чтению, начиная с младшего школьного возраста. Читающий человек - это думающий человек.