АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Васильченко Елена Валерьевна учитель математики АНОО "Гуманитарная школа", город Дедовск
На сегодняшний день одной из актуальных проблем преподавания математики в современной школе является проблема активизации обучения школьников, воспитания их творческой активности. Современное общество запрашивает личность воспитанную, с развитой математической грамотностью. Перед учителем встаёт проблема, — какие технологии использовать на уроках математики? На первый взгляд проблемное обучение помогает осуществить системно-деятельностный подход. Проблемное обучение — обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.
В современном школьном математическом образовании сегодня можно выделить ряд проблем, но я, как практикующий учитель, остановлюсь на тех, с которыми приходится сталкиваться в своей работе чаще всего.
Начну с учебников. И дело здесь не только в их количестве, но и в содержании. Проблема в том, что одни и те же темы могут быть изложены в учебниках за разные годы обучения. То есть может оказаться, что ученик, перешедший из одной школы в другую, где учатся по другим учебникам, либо уже проходил данную тему, либо намного отстал от программы. Кроме того, учебники даже одних и тех же авторов переиздаются из года в год. И в них уже появляются незначительные, но отличия, хотя бы в порядке номеров упражнений, что уже неудобно и вносит путаницу. И если детей сейчас обязаны обеспечивать учебниками, то учитель вынужден покупать более новые издания, и нести расходы. Очевидно, что издателю это выгодно, чтобы учебники постоянно покупались, но в погоне за выгодой теряется здравый смысл: ведь математика – точная наука, и столь часто переиздавать учебники математики нет необходимости. Считаю, что решение этой проблемы должно быть нацелено на издание единых современных учебников, удовлетворяющих новым стандартам образования.
В условиях перехода на новые стандарты образования необходимо учитывать, что не все школьники научены самостоятельно находить информацию, читать учебную литературу. Решение этой проблемы возможно лишь при условии доступного и подробного изложения материала в учебнике, это поможет приучить школьников к чтению учебной литературы и к самостоятельному добыванию информации. Главная задача учителя сегодня – не «набить» головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их получать нужные знания самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы. Для того чтобы они могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя.
Анализ педагогической и методической литературы показывает, что решение названной проблемы совсем не простое, так как предполагает преодоление многочисленных противоречий, которые присущи как процессу обучения в целом, так и процессу обучения математике, в частности. В ходе анализа педагогических источников, выявлены следующие противоречия:
1. Противоречия между объемом и содержанием учебного материала;
2. Противоречия между развитием математики и методикой преподавания математики;
3. Противоречия между коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний.
Говоря о проблемах преподавания математики в школе, нужно отметить и сокращение количества часов. Ведь учителю необходимо подготовить своих учеников к сдаче ЕГЭ. Происходит ориентация школьных курсов не на действительно глубокое, системное изучение предметов, а на подготовку к поступлению в вуз, на сдачу ЕГЭ. В результате школьные курсы становятся все более примитивными. Огромная нагрузка ложится на плечи учителей тех предметов, по которым дети сдают ЕГЭ, и в первую очередь, это учителя математики и русского языка. Ведь необходимо не только изучить программный материал, но и заниматься подготовкой к экзамену. А это постоянный кропотливый труд, и для этого нужно много дополнительного времени, не говоря уже об ответственности учителя за результаты ЕГЭ и судьбу выпускника.
При подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике перед учителем встаёт ещё одна проблема — это несоответствие современных учебников и требований к прохождению такого вида аттестации. Например, нет ни в одном учебнике практико-ориентированных задач. Методик использования практико-ориентированных задач на уроках математики нет. И методических пособий для учителя крайне мало. Без сомнения данные задачи очень полезно решать, так как они связаны с реалиями быта человека. Учитель столкнулся с проблемой составления таких задач и определения их места на уроке и внеклассных мероприятиях. То же самое происходит при сталкивании учителя с решением экономических задач. Есть ещё одна важная проблема. Это огромный объем учебного материала на уроках математики, который нужно усвоить. Изучение новых тем в выпускных классах продолжается практически до самой аттестации, оставляя крайне мало времени для повторения пройденных тем по математике.
Итак, вычленяем самые основные проблемы преподавания математики в школе: Противоречия между развитием математики и методиками её преподавания.
Реализация нескольких учебных программ на одном уроке.
Не соответствие учебников и современных требований на итоговой аттестации выпускников.
Большой объем изучаемого материала на уроках математики.
На мой взгляд, математическая подготовка в школе должна быть достаточно фундаментальна для тех, кто собирается изучать на достаточно глубоком уровне физику, технические научные и прикладные дисциплины. Эти ученики должны с легкостью и изяществом производить в этих дисциплинах все математические выкладки. Но обучение на более высоком уровне должно включать базовый уровень как часть. Сегодня этот базовый уровень обеспечен стандартами и минимумом содержания образования.
Весьма актуальной проблемой в преподавании математики является использование "метода наслоения", как необходимого средства учета возрастных особенностей учащихся и систематизация их знаний - осмысление ранее изученного с высоты возраста, эрудиции, достигнутых знаний и развития, т.е. знания должны быть более широкими и осмысленными.
Далее, учебникам не хватает "открытости". В настоящее время учебники абсолютно ничего не говорят о том, какие разделы существуют за рамками школьного курса. Это создает у школьников впечатление завершенности, исчерпанности математики как науки, обедняет их представление о ней. Поэтому и со страниц учебника, и из наших учительских уст ученик средней школы должен иметь возможность узнать, услышать о мире математики, который несравненно шире, чем школьный курс. Ему, разумеется, должна быть рекомендована соответствующая литература, а соответствующие издательства должны позаботиться о ней.
Нельзя обойти проблему обучения составлению задач - очень мало мы занимаемся ею при обучении математике. А ведь именно этот процесс как никакой другой способствует развитию навыков логического мышления, формирует подлинные математические знания.
Еще одна очень важная проблема: стране нужны одаренные люди. Поэтому так важно распознать способности учащихся, развить их, дать почувствовать ответственность перед обществом, перед самим собой за этот дар природы. Дифференциация обучения - один из мостиков к школе будущего, какой она видится сегодня нашему обществу, всем нам. Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому уделяют серьезное внимание способам организации контроля и его содержанию.
В настоящее время весьма актуальна проблема активизации познавательной деятельности. В своей работе лично я исхожу из предположения, что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес. Активизации познавательного интереса способствуют современные информационные технологии. Но для использования компьютерных технологий необходимо наличие мультимедийной техники. Проблема оснащения ею особенно актуальна для сельских школ. Не везде есть интерактивные доски, компьютер, проектор и экран.
В условиях общеобразовательной школы надо предельно жёстко определить минимальный необходимый уровень технической подготовки. Но при этом добиваться овладения основами математической культуры как важным средством развития мышления и ориентации в мире. Главное – научить мыслить, рассуждать, доказывать. Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых. Мы знаем, что это нелегко. Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели.