Высшая школа делового администрирования
Конференции
Март 2024

ПРОЕКТ «КОСМОС»

Гюннинен Вера Владимировна
воспитатель
ГБОУ прогимназия № 130 г. Санкт-Петербурга

Средний дошкольный возраст.

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие!

С. А. Есенин

Актуальность проекта:

Космос — это то, что издавна привлекает людей как всё неведомое, завораживающее, загадочное и непонятное. Загадки вселенной будоражат воображение как взрослым, так и детям. Солнце, Луна, звёзды- это так близко и в то же время так далеко. Вспомните своё детство... Как интересно было смотреть в ночное небо, представлять, мечтать, фантазировать! Космические дали притягивают. Многие мечтают иметь телескоп, заниматься астрономией, полететь в космос, стать космонавтом.

Космос — это обширная тема для исследовательской и познавательной деятельности, которая вызывает у детей интерес.

Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному? Развивать любознательность, творческую активность детей? Комплексная работа в рамках проекта даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников: дети участвуют в различных видах деятельности, познают и исследуют окружающий мир, находят самостоятельно ответы на вопросы, обогащают жизненный опыт, рисуют, лепят, конструируют, учатся считать, закрепляют геометрические фигуры, ориентируются в пространстве.

Тип проекта: патриотический, познавательно –информационный, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1-2 недели).

Цель:

- Расширение представления детей о космосе, о планетах солнечной системы, космических объектах, о деятельности людей по освоению космоса, о профессии космонавт и космических полетах, о личных качествах космонавта.

- Создание условий для формирования нравственно-патриотического воспитания – знакомство с государственным праздником «День Космонавтики»; воспитание чувства гордости за свою страну Россию.

- Формирование детско-родительских отношений.

Задачи:

- Прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.

- Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

- Развивать познавательную и творческую активность:

- самостоятельность познания, любознательность, желание экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- Способствовать самовыражению каждого ребенка в процессе реализации проекта.

- Обогащать связную речь существительными, прилагательными, глаголами.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Предполагаемый результат:

– Заинтересованность детей темой о космосе, о профессии космонавт.

– Дети самостоятельно проявляют инициативу, познавательную активность, рассматривают книги и иллюстрации, участвуют в конкурсах, задают вопросы, ищут и находят ответы; проявляют творчество и детальность в работе по лепке, аппликации, конструированию.

– С удовольствием играют, изучают, рисуют, конструируют.

Взаимодействие с родителями:

- Совместный подбор информации по теме космос: художественная литература, иллюстрации, картинки для коллажирования.

- Обогащение развивающей среды.

- Посещение с детьми Планетария, музея Космонавтики и ракетной техники.

- Наблюдение в домашних условиях за звездным небом и рассказы о увиденном.

- Консультации: «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?», «Все, что неизвестно- очень интересно».

- Взаимодействие между всеми участниками проекта;

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

* Формирование темы, целей, задач, актуальности и значимости, разработка содержания проекта, предположение результатов.

* Подбор методической и художественной литературы (стихи, рассказы, пословицы, загадки); физкультминуток, пальчиковой гимнастики; видеоматериала, песенного материала.

* Подбор наглядно-дидактического материала; организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

* Обсуждение с родителями планирования проектной деятельности.

* Создание условий для детского творчества;

* Совместная творческая работа родителей и педагогов - активизация родителей, как участников педагогического процесса.

* Сбор материала для коллажа.

2 этап. Основной.

* проведение различных познавательных, творческих, научных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.

- Беседа «Космические дали» с просмотром видеоматериала.

- Коммуникативная деятельность «

- Беседа «Полёт на ракете в космос» (космодром, покорители космоса, человек в космосе, космическая станция).

- Сенсорно-математическое развитие «Конструктор ракеты» (счёт, порядковый счёт, цифры, соединение по точкам, геометрические формы, палочки Кюизенера).

- Чтение произведений: А.Усачёв «Астрономическая считалка», А.Ткаченко «Летающие звёзды», М.Пегов «Первые в космосе», Е.Ульева «Космос» энциклопедия в сказках,

- Ситуации общения: «Ю. Гагарин - первый человек побывавший в космосе», «Профессия космонавт»,

- Лепка «Космонавт», пластелинография «В космосе».

- Аппликация «Ракета в космическом пространстве».

- Рисование «На ракете к планетам».

- Оформление предметно-пространственной развивающей среды.

- «Шерстяная акварель» мокрое валяние «Космос», «Космонавт» индивидуальная работа (участие в конкурсе).

- Просмотр видеофильмов об освоении космоса, о Солнечной системе, о полётах космонавтов, видеоклипы.

- Дидактические игры: «Космическая станция», «Планеты, стройся!», «Назови лишнее», «Планеты солнечной системы».

- Раскрашивание картинок-раскрасок «Космические дали».

- Комплекс утренней гимнастики «Космонавты».

- Подвижные игры: «Кто быстрее», «Точно в цель», «Я спрячу, а вы найдите», «Самолёты», игра-эстафета.

- Настольные игры: «Собери картинку», «Кому, что нужно», «Солнечная система».

- Ролевые игры «Ракета», «Звёздный городок», «Космические приключения» (на прогулке).

- Выставка иллюстраций и художественных произведений о космосе.

3 этап. Заключительный.

- Коллективная творческая работа — коллаж «История освоения космоса».

- Спортивное развлечение с детьми «Мы растем сильными и смелыми!».

- Выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.

Литература:

* А.Усачёв «Астрономическая считалка».

* А.Ткаченко «Летающие звёзды». Москва. 2018 г.

* М.Пегов «Первые в космосе». Санкт-Петербург. 2021 г.

* Е.Ульева «Космос» энциклопедия в сказках.

* В.Скурат «Космос» о звёздах, планетах, космических путешествиях. Белфакс. 2008 г.

* «Космический атлас». Букваленд. 2019 г.

* «Космос» серия книг «Мир в твоих руках»

* И.Шагиеа «Космос. 250+невероятных фактов» справочное издание.» Антарес». Тула. 2020 г.

* Е. Качур «Увлекательная астрономия». 2019 г.

Приложение 1.

Беседа «Космические дали».

Цель: дать детям первоначальные представления о Космосе – это место, где находятся Луна, Солнце, звезды-планеты и наша планета Земля; развивать познавательную активность, игровые навыки; расширять кругозор детей.

Задачи:

- формировать представления детей об окружающем мире, начальное представление о Солнечной системе;

- воспитывать любовь к своей планете Земля.

- развивать речь, мышление, активизировать словарный запас.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое Космос? (ответы детей).

- Космос – это место, где живут Луна, Солнце и звезды. Вы любите отгадывать загадки? (Да.)

- Сегодня я загадаю вам загадки про Космос. Готовы? (Да.) Слушайте.

Отгадки сопровождаются показом иллюстрации.

1. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий! (Небо)

2. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно-скучно мне одной,

А зовут меня… (Луной).

- В какое время суток мы видим Луну? (Ночью.)

- Луна – это спутник земли. У луны есть одна замечательная особенность: она меняет свой вид, то уменьшается и становится узкой (серп), то увеличивается всё шире и шире (блин). А еще по луне передвигаются луноходы. Для чего нужна Луна ночью?

3. Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияет… (Солнце).

- Солнце — это большая звезда. Без солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с солнцем. Это свет и тепло, смена дня и ночи, наступление зимы и лета.

4. Искры небо прожигают,

А до нас не долетают.

Вечером расцветают,

Утром увядают. (Звезды)

- Ребята наблюдали ли вы за ночным небом? Что вы там видели? (Звезды). Сколько звезд на небе? (Много.) Когда они светят? (Ночью.) Почему их не видно днём? Какие звёзды? (блестящие, маленькие). На самом деле звезды очень большие, но почему же они кажутся нам такими маленькими? (Находятся очень высоко.)

5. В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света

А зовут объект … (Комета).

- Что это? Вы знаете, как называется падающая звезда? (комета).

- Звёзды — это планеты, которые находятся в космосе очень далеко от нашей планеты. Как называется планета, на которой мы живём? (ответы детей)

6. Планета голубая, любимая, родная.

Она твоя, она моя. А называется... (Земля).

- Наша Земля, только на нашей планете есть кислород, животные, растения и люди! Только на Земле растут деревья и цветут цветы! Живут звери, птицы, насекомые и мы люди!

- Какие ещё планеты вы знаете? (выслушать ответы детей)

- Это наши соседи. Они вращаются вокруг Солнца и составляют Солнечную систему.

Просмотр видео-ролика «Детям о космосе».

На доске прикреплены разные виды транспорта: велосипед, автомобиль, поезд, корабль, самолет, ракета.

Воспитатель: - Ребята, что нарисовано на этих рисунках? (Дети перечисляют) Как назвать их одним словом? (Транспорт.)

- Как вы думаете, можно ли на чём-то из них полететь в космос?

(дети могут назвать самолет, как вариант)

- Может ли самолет улететь в Космос? (Нет.)

- Почему? (Самолет не может летать так высоко.)

- А что летает выше самолета? (Ракета.)

Д/и «Кто быстрее соберет ракету?»

Дети делятся на две команды. Каждая команда собирает свою ракету из частей по схеме.

Физкультминутка.

Дети встают в круг. Воспитатель говорит «волшебные» слова:

- Раз, два, три, звездочка гори! (Дети подпрыгивают, вытягивают руки в разные стороны, расставляют ноги на ширине плеч, изображая звезду).

- Звездочка погасла, она спит (дети собирают руки и ноги, имитируют сон).

- А теперь, покажите ракету (дети поднимают руки высоко над головой, топают ногами на месте, имитируют запуск ракеты, заводим ее и полетели по кругу.

Дети садятся за стол, на котором лежат листы альбома для фона, заготовки для ракеты, звёзды-планеты, клей, салфетки. Под руководством воспитателя дети выполняют аппликацию «Космос»

Итог занятия:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- Куда мы сегодня путешествовали?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Вы большие молодцы!

Приложение 2.

Конспект НОД беседа «Полёт на ракете в космос».

Средняя группа.

Цель: формирование знаний детей о космосе; гордость за освоение космоса российскими учёными, достижения нашего народа.

Задачи:

- формировать представления детей об окружающем мире, начальное представление о Солнечной системе;

- развивать познавательную активность, игровые навыки;

- воспитывать любовь к своей планете;

- Знакомить детей с достижениями учёных и космонавтов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрированного материала о покорении космоса; просмотр видеофрагмента «Полет Гагарина», «Первый в космосе»; презентация «Космос, и мы», информация о первых космонавтах, чтение художественной литературы «Звездолетчики» В.Бороздин.

Оборудование: презентация «Космос, и мы», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, плакат для наклеек «Космос».

Ход:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие. Как вы думаете, куда?

*Там так здорово!

Звезды и планеты в черной невесомости медленно плывут.

Острые ракеты на огромной скорости мчатся там и тут.

(Космос, слайд.)

Воспитатель: А знаете ли вы что такое космос? (ответы детей)

- Космос находится очень высоко. Там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается безвоздушное космическое пространство. Туда не залетают птицы. Там не летают самолеты. Небо там темное, скорее черное.

Воспитатель: - На земле людей издавна интересовал космос. Смотря на звёздное небо, люди наблюдали, изучали, фантазировали, хотели узнать, что там в далёких далях, мечтали полететь в космос и увидеть своими глазами. В нашей стране российские учёные, конструкторы, обычные люди много работали и создали космическую ракету. Россия открыла путь в космическое пространство. Запустили в космос ракету, спутник, собачек и первого космонавта. Теперь выполняется космическая программа на космической станции.

- Вы знаете профессии людей, которые осваивают космос?

Отгадайте загадки.

* Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (Космонавт, слайд.)

* Самый первый в космосе,

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт … (Гагарин, слайд.)

Воспитатель: Сначала в космос запустили космический корабль, на котором полетели специально обученные собаки «Белка и Стрелка» (слайд).

* На корабле воздушном, космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер, несемся на … (ракете, слайд).

- Кто конструирует и строит космические ракеты? (слайд.)

* Собираемся в полет,

Строим новый звездолет.

Дети строят ракету из блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

- Ракеты готовы! Для безопасности надеваем космические костюмы. (Имитация одевания.)

- Ребята скажите, как называется одежда космонавта? (Скафандр, слайд.)

*Мы садимся в звездолет,

Отправляемся в полет.

Запускаем наш мотор

И ведем обратный счет: 5…4…3…2…1…Пуск.

Дети закрывают глаза, звучит космическая музыка.

- Внимание! Мы находимся в космосе.

Пальчиковая гимнастика.

В темном небе звезды светят (сжимают и разжимают кулачки)

Космонавт летит в ракете (ладони соединены под острым углом)

День и ночь летит и на землю вниз глядит (указательным и большим рук пальцем делают очки)

Видит сверху он поля, горы, реки и моря (загибают по одному пальцу)

Видит он весь шар земной – наш, родной (изображают руками шар)

- Посмотрите в иллюминатор. Я вижу какую-то планету!

* Планета голубая, любимая, родная.

Она твоя, она моя. А называется... (Земля).

- Правильно! Земля! (слайд).

- Что особенного в нашей планете?

- Да, только на нашей планете есть кислород, животные, растения и люди! Только на нашей планете растут деревья и цветут цветы!

- А что же, ребята, еще есть в космосе? (ответы детей)

Подтвердить просмотром слайдов (луна, звёзды, комета, солнце).

* Эта желтая звезда согревает нас всегда.

Все планеты освещает,

От других звезд защищает (солнце, слайд).

- Солнце! Это что? Звезда или планета? Для чего оно нужно? (Ответы детей.) Солнце — это большая звезда. Без солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с солнцем. Это свет и тепло, смена дня и ночи, наступление зимы и лета.

- Какое солнце? (Круглое, яркое, горячее) Солнце зимой светит, но не греет. Летом светит и греет.

На экране появляются планеты солнечной системы (слайд)

- Посмотрите, ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей.) Это Солнечная система, Галактика, в которой расположены планеты.

- У звезды Солнца есть своя семья. В нее входят 9 планет. А какие вы знаете планеты?

Физминутка.

На луне жил звездочет. (Смотрят в телескоп.)

Он планетам вел учет. (Показать в небо рукой.)

Меркурий – раз, (описать круг)

Венера – два, (хлопок)

Три – Земля,

Четыре – Марс, (присесть)

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн, (наклон вправо, влево)

Семь – Уран,

Восемь – Нептун, (наклон вперед, прогнуться назад)

Девять – дальше всех Плутон (прыжок)

Вот такой космический закон (развести руки в стороны)

- Кто и как наблюдает, изучает звёды-планеты и космическое пространство? Какие приборы помогают астрономам? (телескоп, слайд)

- Пора возвращаться на свою планету. Встаем к нашим ракетам, закрываем глаза (звучит космическая музыка).

- Дома нас ждут плакат и наклейки Космос». Я предлагаю расположить эти планеты в космическом пространстве. Дети наклеивают звезды, планеты, ракеты, кометы.

- Вот и закончилось наше космическое путешествие! Мы узнали сегодня много нового и интересного. Понравилось вам? Что больше всего запомнилось?