ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Лышова Светлана Ивановна учитель начальных классов Быкова Светлана Ивановна учитель начальных классов Андреева Ирина Борисовна учитель начальных классов МКОУ «Тресоруковская СОШ», село Тресоруково, Лискинский район, Воронежская область
Образовательные стандарты второго поколения несут с собой принципиально новые положения о целях, содержании; условиях реализации образовательных программ, об оценке результативности образовательного процесса, о методах, отражающих системно-деятельностный подход к преподаванию учебных дисциплин, об особенностях современного подхода к воспитанию и социализации младших школьников.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.
Перед учителем встает ряд задач, требующих не стандартного педагогического решения:
а) создать условия для обретения ориентиров в образовательном информационном поле (и не только в нем);
б) научить (и научиться) за короткий промежуток времени ос ваивать, преобразовывать и использовать в практической деятель ности огромные массивы информации;
в) организовать процесс обучения так, чтобы ребенок (и учи тель как соучастник, сотворец педагогического действа) активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего тру да и мог их оценить.
Нам видится решение этих задач в тонком и точном вживле нии в ткань урока тщательно продуманной и выверенной (по зако нам построения современного мультимедийного урока) методики применения средств ИКТ. [1, с.6]
Сложность современного содержания образования составля ют, с одной стороны, возрастные и психологические особенности, состояние здоровья сегодняшних младших школьников, а с другой - новые технологии обучения, которые настоятельно требуют подачи знаний в форме, понятной и увлекательной для малыша. Конечно, вы догадались, что речь идет об игровой форме освоения учебного материала, или так называемых дидактических играх.Игра стано вится дидактической в том случае, если ее цель выходит за рамки самой себя (в обычной жизни ребенок играет ради самой игры) и требует теперь от ученика решения учебных задач и выполнения определенных действий.
В зависимости от основного содержания игровых действий, все игры, используемые в дидактических целях, можно разделить на следующие виды.
1. Учебный материал облекается в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождении ошибок в словах. В данном случае выполняются обычные учебные действия: дети считают, вспоминают даты, исправляют ошибки, но выполняют эти действия в игре.
2. Дидактический материал вводится как элемент в учебную деятельность, которая является и по форме, и по содержанию основной. Например, это игра-драматизация со сказочным сюжетом. Дети играют роль Незнайки, Буратино, Веселого Гнома, упражняются в счете, узнают сведения из истории, биологии, литературы.
3. Творческие игры используются для расширения знаний детей, для развития способностей самостоятельного приобретения знаний и использования их в новых ситуациях.
4. Игры при проверке знаний. Команды получают сказочные или фантастические названия. Выбирается жюри, арбитры или экс перты. В структуру урока включаются другие игровые символы.
5. Соревнования, конкурсы, игры-драматизации, игры-имитации, ролевые учебные игры, собственно компьютерные логические, тематические, предметные, развивающие игры. [1, с.7]
Развивающие игры помогут учащимся, с одной стороны, усвоить изучаемый материал, а с другой — снимут напряжение и усталость.
В игре для ре бенка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, что бы окунуться с младшими школьниками в игровуюдеятельность.
Развивающие игры бывают следующих направлений:
· по снятию мышечного напряжения;
· упражнения на релаксацию;
· по обучению навыкам общения; по воспитанию пра вильного дыхания, развитию голоса, речи;
· по воспитанию опреде ленных черт характера, волевых качеств;
· по развитию познаватель ных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
· по раз витию творческих способностей школьников.
Наиболее полезны с точки зрения комплексного обучения и воспитания младших школьников игры, упражнения и физкульт минутки, в которые включены песни, стихи, элементы ритмики, музыки. Такие игры не только дисциплинируют ребенка, способ ствуют развитию координации движений, но и развивают вообра жение, концентрируют внимание на ярком, необычном игровом действии, повышая эмоциональный тонус школьника. Без поло жительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятель ности. [2, с.5]
Для младших школьников подбираются несложные по содержанию игры, соответствующие уровню их физического, умственного развития.
Это, несомненно, даст заметный эффект в развитии детей, а также, расширяя творческие возможности, улучшая эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения. [2, с.6]
Уважаемые коллеги! Научитесь играть со своими воспитанниками на уроках, на переменах, после уроков, в свободное время, в выходные дни… Играйте с ними каждый день! И тогда обучение в школе будет желанным и полезным для каждого школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.-М.: Планета, 2010 /
2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы) / В.И.Ковалько.- М.: Эксмо, 2007 /