РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Огородникова Алёна Викторовна воспитатель МБДОУ № 179, г. Владивосток
Здравствуйте! Меня зовут Алена. Я являюсь воспитателем первой категории и работаю в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 179».
Представляю вам результаты свое работы с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении инклюзивного типа посредством творческой деятельности. Дети с нарушениями слуха имеют особенности развития, которые являются компенсаторными. Второй год дошкольная образовательная организация, которую я представляю, работает в формате инклюзивного образования.
Как известно, создание условий для организации инклюзивного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья отражены в Приказе Главного управления образования Российской Федерации от 29.05.2015 № 339-П «Об инклюзивном образовании». Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В ДОУ «Детский сад № 179» воспитанниками с особыми образовательными потребностями являются 5 детей с нарушениями слуха с диагнозом легкая степень тугоухости.
Согласно ФГОС ДО, инклюзивное образование направлено на формирование развития личности детей, удовлетворение образовательных потребностей детей и поддержку семьи в вопросах воспитания и обучения.
Задачами инклюзивного образования, согласно приказу Главного управления образования Российской Федерации являются следующие:
1. Обеспечение всестороннего развития воспитанников и их социальной адаптации.
2. Сохранение и укрепление психического здоровья на базе интегрированного подхода к реализации образовательных программ.
3. Подготовка воспитанников с особыми образовательными услугами для дальнейшего обучения в школе.
В настоящее время для дошкольного инклюзивного образования государственные стандарты находятся в стадии разработки. Это делает мой проект актуальным.
В настоящий момент все дети с нарушениями слуха находятся в старшей группе. Занятия с ними проводились индивидуально.
В основу разработанного мной проекта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья легли следующие положения:
1. Зрительное восприятие является ведущим в старшем дошкольном возрасте.
2. У детей с нарушенным слухом зрение является компенсаторным механизмом, позволяющим развивать познавательные процессы.
3. Развитие зрительного восприятия способствует речевому развитию ребенка, что способствует лучшей адаптации его в среде сверстников и взрослых.
4. Творческая деятельность основана на зрительном восприятии и представляет ведущий вид деятельности дошкольников.
Творческая деятельность способствует развитию не только зрительного восприятия, но и кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. Кроме этого в творческой деятельности развивается зрительное восприятие ребенка, она способствует формированию наглядного (формирует способность группировать предметы по признакам) и словесно-логического мышления (формирует умение классифицировать по признакам, делать выводы), развивает память, воображение и внимание.
Основными направлениями развития зрительного восприятия являются дистантное распознавание формы, цвета, фактуры предметов; формирование пространственных представлений и способов ориентации в пространстве; развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики.
Так как зрительное восприятие развивается на основе зрительно-моторной координации, то решено было использовать такие методы творчества как рисование, раскраска рисунков из мелких деталей, аппликация, лепка из глины и пластилина. Для развития пространственного восприятия использовались игровые постановки сказок, в которых детям необходимо было различать объекты по категориям: близко – далеко, низкий – высокий, большой – маленький, описанием предметов с помощью геометрических фигур.
Занятия проводились каждый день на протяжении всего учебного года с чередованием видов творческой деятельности. С каждым ребенком с нарушенным слухом подробно разбиралось задание перед каждым занятием. Эти дети лучше понимают задание, если им говорить медленно, подтверждая слова действиями. При этом задания необходимо повторять несколько раз, убеждаясь в правильности понимания и воспроизведения инструкций.
Мой опыт показал, что при работе с детьми, имеющими нарушения слуха необходимо соблюдать следующий алгоритм работы: показать объект творческой деятельности, разобрать словесно по элементам, уточнить у ребенка точность понимания инструкции, позволить ему воспроизвести самостоятельно, после чего вывести самоконтроль того, как он это сделал, затем провести работу над сделанными ошибками. Подобный алгоритм позволяет развивать речь ребенка, так как у него есть возможность формировать внутреннюю речь, сопровождающую его деятельность.
Для повышения уровня адаптивности детей с нарушениями слуха, при формировании зрительного восприятия использовалось выполнение творческих задания в парах с детьми без дефектов слуха, что способствовало развитию навыков межличностного взаимодействия, повышению способности решать конфликтные ситуации, учитывать интересы других.
Проведенная работа с детьми с ОВЗ дала хорошие результаты. В настоящее время адаптационные способности детей с нарушенным слухом находятся практически на том же уровне, что и у обычных детей.