ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рамзайцева Ольга Владимировна педагог-психолог МАДОУ № 82 "Гусельки", г. Северодвинск, Архангельская область
Проблема поиска эффективных форм, методов и приемов развития эмоциональной сферы дошкольников до сих пор остается актуальной. В современном мире социальные отношения постепенно меняются: дети все чаще проявляют равнодушие и черствость, игры их однообразны. Важно отметить, что наблюдается увеличение численности детей с особыми образовательными потребностями, которые по тем или иным причинам страдают эмоциональными расстройствами. Дети с особыми образовательными потребностями чаще испытывают трудности в объяснении своего эмоционального состояния, в саморегуляции и самоконтроле. Сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее. В связи с этим велика потребность в игровых технологиях, направленных на эмоциональное развитие и саморегуляцию детей. Данная проблема привела к созданию авторской разработки в форме инновационной дидактической игры.
Новизна инновационной разработки заключается в том, что диагностический этап встроен в содержание игры, а функции коррекции, терапии реализуются «естественным» путем и комплексно. Игра
«По дороге сказок» может быть использована в профилактических целях, носит больше развивающий характер. Кроме того, игра будет эффективна и в процессе коррекции у детей эмоциональных проблем, в особенности агрессивности, застенчивости, страха.
Задачи игры:объяснить детям природу эмоциональных проявлений средствами сказкотерапии; формировать эффективные модели саморегуляции; развивать восприятие, мышление, речь, воображение, творческие способности, самовыражение.
Возраст применения игры: дети от 4 до 7 лет. Количество играющих минимум двое: педагог-психолог и ребенок. Максимум 4 человека: педагог-психолог и три участника.
Темп и продолжительность игры выбирает ведущий (педагог-психолог) самостоятельно, в соответствии с поставленными психологическими задачами. Если педагог-психолог ставит задачу заинтересовать детей и мотивировать на дальнейшее с ним взаимодействие, он может выбрать «быстрый темп» и за короткое время пройти все игровое поле. Если педагог-психолог на основе игры проводит диагностику и коррекцию, то он выбирает «медленный темп» и больше времени отводит на обсуждение, проигрывание.
Красочное игровое поле, кубик и несколько фишек пробуждают в детях дух приключений и азарт первооткрывателей, которые отправляются в путешествие по сказочному миру. Педагог-психолог является ведущим и игроком одновременно. В качестве ведущего он объясняет участникам правила игры, строит обсуждения игровых ситуаций. В роли активного игрока педагог-психолог выполняет правила игры. Как и все участники, он выбирает себе фишку, кидает кубик, выполняет задания. Его поведение дает играющим модель конструктивного поведения.
Методическое обеспечение: игровое поле; игральный кубик; фишки- 4 шт.; карточки со сказочными героями- 7 шт.; карточки с изображением эмоций/ состояний- 9 шт.; пиктограммы- 6 шт.; разрезные картинки к пиктограммам из 2-4х частей (удивление, страх, робость, грусть, злость, радость). Дополнительно: бумага, цветные карандаши.
Игра проходит за столом, участники рассаживаются в круг, ведущий раскладывает игровое поле, предлагает детям отправиться в путешествие по дороге сказок. Дети по очереди кидают игральный кубик и делают столько шагов, сколько он покажет. У каждого сказочного героя свой цвет дорожки, например у Водяного зеленый, у Чиполлино оранжевый, у Ослика Иа синий. Цвет игровой дорожки показывает, чьи задания необходимо выполнить, чтобы идти дальше. Заранее предусмотрена такая длина дорожки, чтобы ребенок не пропускал в игре ни одного сказочного персонажа. В путешествии предусмотрены бонусы, так в гостях у Джинна, у игроков есть возможность переместиться на несколько «шагов» вперед.
Ход игры состоит из заданного алгоритма: в начале пути рассматривая карточку с изображением сказочного героя, дети определяют его эмоциональное состояние; далее ведущий предлагает из набора карточек (изображение эмоций) выбрать ту, которая соответствует настроению данного героя, проводится краткое обсуждение. После следует задание от сказочного героя. В игру можно играть много раз, а чтобы игра не стала скучной, предусмотрено несколько вариантов заданий. Алгоритм хода игры приведен в таблице 1.
Таблица 1
Алгоритм хода игры
Сказочный герой
Обсуждение
Варианты заданий
Царство Водяного
-Какое состояние у Водяного?
(предлагается из набора карточек найти соответствующую настроению героя картинку - скука).
-Почему Водяной скучает?
-Кто твои друзья? Почему они твои друзья? Что такое дружба? Нужна ли дружба?
-Какое твое любимое занятие, игра в детском саду?
-Кто твоя семья? Любимое занятие с родителями дома?
-Что такое скука? Покажи, какой ты, когда скучаешь? А нужна ли скука вообще?
Домик Чиполлино
-Какое настроение у Чиполлино? (предлагается из набора карточек найти соответствующую настроению героя картинку - радость).
-Расскажи, что тебе приносит радость, в каких ситуациях ты ее испытываешь?
-Попробуем изобразить чувство радости.
-Как доставить другому человеку радость? Ребенок предлагает свои варианты решения проблемы.
-Предложить подобрать к картинке Чиполлино пиктограмму «радость», объяснить свой выбор.
-Предложить подобрать и составить пиктограмму «радость» (из разрезанных частей).
-Разыграть этюд «Встреча с другом» [1, с. 46].
Остров Слонёнка
-Предлагается из набора карточек найти соответствующую состоянию героя картинку - робость, застенчивость.
-Расскажи, когда ты чувствуешь себя нерешительно, в каких ситуациях?
-Как помочь робкому, застенчивому ребенку? Ребенок предлагает свои варианты решения проблемы.
-Предложить подобрать к картинке Слонёнок пиктограмму «робость», объяснить свой выбор.
-Предложить подобрать и составить пиктограмму «робость» (из разрезанных частей).
-Предложить совместно проиграть упражнение «Изобрази животное» [3, с. 49].
-Предложить ребенку сказать о себе: "Я очень хороший/ хорошая" [1, с. 43].
Владения Карабаса - Барабаса
-Какое настроение у Карабаса - Барабаса? (предлагается из набора карточек найти соответствующую настроению героя картинку - гнев, злость).
-Расскажи, что тебя может рассердить? В каких ситуациях злишься?
-Как помочь человеку, чтобы он перестал злиться? Ребенок предлагает свои варианты решения проблемы.
-Предложить подобрать к картинке Карабас - Барабас пиктограмму «злость», объяснить свой выбор.
-Попробуем изобразить чувство злости.
-Предложить подобрать и составить пиктограмму «злость» (из разрезанных частей).
-Предложить проиграть историю "Сердитый дедушка" [1, с. 77].
-Предложить игру «Тух-тиби-дух».
Царство Кощея Бессмертного
-Какой Кощей Бессмертный? (предлагается из набора карточек найти соответствующую характеру героя картинку - жадность).
-Расскажи, бываешь ли ты жадным, в каких ситуациях?
-Как помочь человеку, чтобы он не жадничал? Ребенок предлагает свои варианты решения проблемы.
-Предложить прослушать стихотворение «Сердечко» (автор Наталья Колмогорова). Краткое обсуждение. Почему лучше уступать своим друзьям, а не жадничать?
Озеро ослика Иа
-Какое настроение у ослика Иа? (предлагается из набора карточек найти соответствующую настроению героя картинку - грусть).
-Расскажи, когда ты грустишь, в каких ситуациях?
-Как помочь человеку, чтобы он не грустил? Ребенок предлагает свои варианты решения проблемы.
-Предложить подобрать к картинке ослик Иа пиктограмму «грусть», объяснить свой выбор.
-Попробуем изобразить чувство грусти.
-Предложить подобрать и составить пиктограмму «грусть» (из разрезанных частей).
Владения Змея Горыныча
-Когда мы боимся, какое выражение лица? (предлагается из набора карточек найти соответствующую герою картинку - страх).
-Расскажи, чего (кого) ты боишься? Как ты преодолеваешь свой страх, что ты делаешь, когда тебе страшно?
-Как помочь человеку, чтобы он не боялся? Ребенок предлагает свои варианты решения проблемы.
-Придумай заклинание против страха. Скажи его нам.
-Попытаемся изобразить страх на своем лице.(Широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит).
-Предложить подобрать к картинке Змей Горыныч пиктограмму «страх», объяснить свой выбор.
-Предложить подобрать и составить пиктограмму «страх» (из разрезанных частей).
-Предложить ребенку сравнить картинки и пиктограммы с чувством страха и удивления, найти отличия.
-Предложить нарисовать свой страх.
Джинн
-Какой бы ты хотел получить подарок? Почему?
-Нарисуй свое желание, свою мечту.
-Придумай подарки для своих родных и друзей. Нарисуй или расскажи.
На финише ведущий проводит рефлексию: предлагает рассказать, чему научило детей путешествие? Что было самым трудным? С каким сказочным героем хотелось бы встретиться вновь?
Опыт использования игры «По дороге сказок» показал, что дети быстро и с интересом включаются в игру, осваивают предлагаемый материал, у них повышается мотивация к получению новых знаний. Ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами и эмоциями.
В связи с тем, что в обществе отмечается негативная тенденция, характеризующаяся увеличением количества детей, нуждающихся в специальной работе по развитию и коррекции эмоционального мира, был разработан второй вариант игры, который получил название «Разноцветные дорожки». Данный вариант игры направлен, прежде всего, на творческую самореализацию, развитие навыков саморегуляции и цветовосприятия детей с тяжелыми нарушениями речи, детей с задержкой психического развития.
Возраст применения игры «Разноцветные дорожки»: дети от 5 до 7 лет. Количество играющих минимум двое: педагог-психолог и ребенок. Максимум 3 человека: педагог-психолог и два участника.
Методическое обеспечение данной игры включает то же игровое поле; игральный кубик; 3 фишки; добавлены цветные карточки (полоски) -15 шт. (красный, нежно-голубой, голубой, синий, темно-синий, черно-синий, фиолетовый, красно- оранжевый, оранжевый, желтый, черный, ярко-зеленый, оливковый, салатовый, желто-зеленый).
Ход игры состоит из заданного алгоритма:
1) Ведущий (педагог-психолог) предлагает высказать свое мнение участникам, почему дорога в гости к сказочному герою имеет такой цвет. Например, почему дорожка к домику Чиполлино оранжевого цвета? (Домик Чиполлино оранжевого цвета; лицо у героя бледно-оранжевого цвета и др.).
2) Обсуждение: какой цвет напоминает эмоцию (состояние) сказочного героя? Например, какой цвет напоминает радость, почему?
3) Предлагаются варианты заданий, например,
-Предложить рассмотреть карточку оранжевого цвета. Какое настроение создает оранжевый цвет? Он кажется легким или тяжелым? Теплым или холодным? Радостным или грустным? Общительным или скрытным? Сильным или слабым? (Ответы детей). Выводы:Оранжевый цвет теплый и мягкий. Он взбадривает, но по сравнению с красным представляется более спокойным и легким. Оранжевый цвет создан для счастья и общения. Этим цветом пользуются клоуны, так как оранжевый цвет вселяет радость, уверенность в себе, доброжелательность [2, с. 34].
-Что бывает оранжевого цвета? (Назвать оранжевого цвета фрукты, овощи и др.)
-Что значит - рыжая? (Оранжевая.) Очень часто рыжий цвет называют оранжевым. Про кого мы можем сказать рыжая? [2, с. 35].
Данный ход игры по аналогии применятся к другим цветным дорожкам. Руководя игрой, взрослый придерживается нескольких правил:
1) Дает только положительные оценки. Говорить лучше не «правильно», а «интересно, необычно, любопытно, хорошо».
2) Беседы должны быть как импровизация, то есть не навязывать ребенку своего мнения.
3) Если в группе есть яркий лидер, который давит на мнение группы, то в дальнейшем беседовать (играть) с детьми лучше без лидера.
Для оценки эффективности проделанной работы, гармонизации эмоционального состояния ребенка в заключение игры «Разноцветные дорожки», используется диагностическое обследование.
Педагог-психолог предлагает участникам игры построить «Забор настроений». Если у детей плохое настроение, нужно взять цветные карточки и построить заборчик. Педагог-психолог демонстрирует «строительство от черного», то есть «перемещение ощущений» от отрицательного полюса к положительному. Инструкция: «Перед нами «белая стена» (лист бумаги) и 15 цветных карточек (можно использовать не все карточки). Всегда нужно начинать с самого для вас неприятного цвета. Ставим первую полоску, а теперь выбирайте следующие цвета (каждый на свой вкус) и «раскрашивайте заборчик» сами». По окончании работы дети делятся впечатлениями.
Результаты применения инновационной дидактической разработки «По дороге сказок» показали, что в игре быстро устанавливается эмоционально - положительный контакт между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. Кроме того, дети учатся соблюдать правила: очередность, оказывать помощь, поддержку. Все это способствует принятию ребенком правил и норм поведения в социуме, пониманию собственных чувств, формирует познавательную мотивацию.
Инновационная дидактическая разработка «По дороге сказок» получила положительные отзывы и признания коллег, призер регионального и муниципального конкурсов в номинации «Практические материалы».
Таким образом, практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального развития дошкольников - искренняя заинтересованность в успехе. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия дошкольников, необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений.
Список информационных источников
1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М: Генезис, 2005.
2. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. - СПб.: Речь, 2007.