Публикации
2023-10-03 15:06 2022 (№ 32-43)

Лукичёва Н.Б. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Лукичёва Н.Б. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-1.pdf.

Одной из приоритетных целей федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является создание условий для стремления младших школьников самостоятельно определять цель, планировать учебные действия по ее достижению, находить и выбирать способы решения учебных задач, адекватно оценивать свои результаты. Достижению данной цели способствует развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников, которые позволят обеспечить успешность младших школьников в процессе учебной деятельности и определить возможность самосовершенствоваться и саморазвиваться. Концепция развития регулятивных УУД младших школьников рассматривалась в работах А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой и др.

Я работала по обобщению педагогического опыта в 2018-2019 году по теме «Формирование регулятивных УУД в начальной школе как средство повышения качества образовательных результатов». Меня заинтересовал вопрос оценивания регулятивных УУД. Кроме того, система оценивания регулятивных УУД, которая должна выполнять информационную, контролирующую и регулирующую функции, становится неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования.

Анализ практики позволяет сделать вывод, что существующая современная система оценивания не всегда выполняет перечисленные функции. Для оценки текущего состояния обученности и определения перспективного развития младшего школьника возникает необходимость использования технологии формирующего оценивания, для которой не важен набор контрольных заданий, и возможность по результатам планирования определенных действий, направленных на повышение качества регулятивных УУД. Это обусловило актуальность темы.

Цель моей работы: определить педагогические условия развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе реализации технологии формирующего оценивания в начальных классах и доказать их эффективность.

Задачи:

1. Обосновать особенности технологии формирующего оценивания.

2. Определить педагогические условия развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе реализации технологии формирующего оценивания.

3. Выявить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе реализации технологии формирующего оценивания и проанализировать результаты.

Данная система оценивания должна учитывать следующие условия:

- формирующее оценивание – это постоянный процесс;

- оценивание основывается на четких критериях;

- самооценка.

Вот какие рекомендации для формирующего оценивания дает М.А.Пинская:

Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. Учитель получает информацию с целью решить, как поступить с данным учеником, чтобы улучшить и развить его учение дальше.

Направляется учителем. Профессионализм учителя решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса. Обстановка доброжелательности, взаимного сотрудничества всегда приводит к тому, что повышается мотивация, а вслед за мотивацией повышается и результат.

Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. А учитель совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом, как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин.

Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.

Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся дети, позволяет ему работать более системно, подвижно и эффективно.

В работе по формирующему оцениванию могут помочь следующие техники:

дискуссия;

обсуждение;

наблюдение;

анализ;

проверка понимания материала;

рефлексия.

Недельный отчёт

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью, которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

- прием «орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение формирующего оценивания позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения.

Использованная литература:

1.Фишман И. С., Голуб Г.Б, «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся».

2.Пинская М.А., «Формирующее оценивание: оценивание в классе».