ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Амитина Оксана Владимировна методист Потапова Ольга Владимировна педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», г. Старый Оскол
Аннотация. Метод проектного обучения – это именно тот метод, который объединяет разные формы обучения.
Использование метода проекта позволят сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. Современный ребенок – этот не чистый лист бумаги, на который наносятся знания, умения и навыки. Даже 7-летний ребенок – это вполне активная личность, способная на творчество, созидание, познание. Задача педагога – так организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок учился сам того не замечая, самостоятельно открывал для себя новое. Только тогда процесс обучения можно назвать творческим, только знания, полученные самостоятельно, останутся с ребенком на всю жизнь.
В МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» для творчески одаренных детей реализуется дополнительная общеразвивающая программа «#ИЗОбум» художественной направленности. Цель программы – развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления у обучающихся через развитие навыков нетрадиционного рисования. Программа знакомит обучающихся с нетрадиционными техниками рисования, предоставляет ребенку возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах. Основная педагогическая идея дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «#ИЗОбум» - формирование у обучающихся умения учиться через проектную деятельность. Она помогает формировать основные навыки проектной деятельности у обучающихся – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний я становлюсь организатором познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в группе, так как мне приходится переориентировать свою работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Работа по реализации творческого проекта состоит из четырех этапов.
На первом (подготовительном) этапе обучающиеся обозначают проблему, осознают, зачем и почему надо выполнить проект. Перед ними стоит цель – получить в итоге деятельности общую творческую работу. Дети распределяют задачи, обязанности, определяют сроки выполнения работы.
На втором (теоретическом) этапе идет поиск идеи, определяются цели и задачи, выбирается материал и техники исполнения.
На третьем (практическом) этапе участники проекта выполняют индивидуальные эскизы, осуществляют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самооценку работы.
На четвертом (заключительном) этапе происходил «сборка» всей работы, окончательный контроль, корректирование. Обучающиеся анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности.
Например, требуется украсить классный кабинет к Новому году. Обучающиеся ставят цель – сделать коллективную работу в виде нарядной новогодней елки. На втором этапе происходит выбор техники исполнения, материала, подготовка общего эскиза, распределение обязанностей среди участников проекта. На третьем этапе происходит собственно изготовление деталей проекта (елка, игрушки, снежинки, фон и проч.). Каждый ребенок выполняет свою часть общей задачи. Согласует свою работу с работой товарищей. Понимает, что от качества и сроков исполнения его части зависит успех всего проекта. Четвертый (заключительный) этап предполагает сборку всей работы, контроль и корректировку всех деталей, анализ коллективной работы и деятельности каждого участника.
Данный метод не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, интерес, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Постепенно, овладевая разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок, не имея художественных навыков, получает удивительный результат.
Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем более продуктивной является работа. Ребенок не испытывает усталости, способен на более сложные задачи, стремится творить и развиваться. Такая методика помогает не только прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками, развивать фантазию, эстетические чувства, но и воспитывать чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело (от того, насколько качественно я выполню свою часть работы, зависит успех проекта в целом).
Такая методика приносит хорошие результаты. Дети с художественной одаренностью хотят видеть результаты своего труда, нуждаются в общественном признании. Обучающиеся с удовольствием участвуют в творческих выставках, конкурсах различного уровня. Принимают участие в тематических выставках на школьном уровне. Работы обучающихся были отмечены на международном фестивале детского художественного творчества «Радуга талантов», а также многих всероссийских, межрегиональных и муниципальных конкурсах детского творчества.
Метод проектной деятельности при обучении изобразительному искусству был представлен педагогом на муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства для молодых педагогов «Наша надежда» в 2021 году и был высоко оценен членами жюри.
Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, коллективным творчеством можно раскрыть дремлющий до поры до времени творческий потенциал детей, желание решать задачи нетрадиционным способом, приучает работать в команде, соотносить свою деятельность с потребностями коллектива и общей целью.
Использование метода проекта позволяет сделать обучение современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Способствует переходу на новый, уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей.
Литература1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
2. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.