Голикова Т.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО СЛУХУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Библиографическое описание: Голикова Т.В. Образовательные технологии в обучении детей с ОВЗ по слуху (из опыта работы) // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия (это понятие не является общепринятым в традиционной педагогике).
Образовательная технология в современном понимании – это совокупность специальных форм, способов, приемов обучения и воспитательных средств, выстроенная в определенной последовательности, системно используемых в образовательном процессе на основе дидактических принципов, направленная на достижение конкретного результата обучения. Технология – это система, охватывающая все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание, формы, методы и средства. Все они тесно связаны и взаимозависимы. Другими словами, образовательная технология – это упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.М.Таланчук, д.п.н., профессор, член корреспондент РАО).
Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел;
- технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- присутствует взаимосвязанная деятельность преподавателя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальная реализация человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Одной из основных задач учителя является развитие у обучающихся интереса к учению и творчеству, так как именно это качество побуждает учеников к более глубокому познанию предмета и развивает их способности.
Более 20 лет моей педагогической деятельности посвящено работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Сейчас моя деятельность связана с детьми, имеющими сложную структуру дефекта в своем развитии. Это слабослышащие школьники с умственной отсталостью, среди которых есть и почти глухие дети.
В своей работе стараюсь обеспечить комфортные условия для развития личности каждого ребенка. Уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при этом осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку, дифференцированно помогаю слабому ученику и уделяю необходимое внимание сильному.
Цель моей работы – развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться; освоение опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху и со сложной структурой дефекта (нарушение слуха и умственная отсталость).
Добиваюсь усвоения программного материала каждым ребенком в меру его психофизических возможностей. Развиваю у обучающихся подвижность самостоятельного мышления, учу рассуждать, мыслить. В своей педагогической деятельности использую личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьесберегающие и игровые технологии, технологию проектного и предметно-практического обучения, информационно-коммуникативные технологии.
По форме образовательные технологии и методы, используемые на уроках в школе для слабослышащих и глухих детей, сходны с теми, что имеют место в массовой школе. Однако каждый из них в условиях специальной школы имеет иной удельный вес и свою характеристику. Своеобразие образовательных технологий, методов и приемов обучения в школе для слабослышащих детей особенно сильно проявляется на первых годах обучения. Определяется это своеобразие тем, что наглядно-образное мышление детей ОВЗ по слуху и низкий уровень их речевого развития требуют и своеобразного использования наглядных и словесных средств, а также и организации активной деятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии.
Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на интеллектуальную сферу слабослышащего ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, затруднено общение с окружающими. А между тем необходимым условием успешного психического и интеллектуального развития каждого человека является разнообразие и возрастание сложности внешних воздействий. Как следствие, психическая и интеллектуальная деятельность слабослышащего ребенка зачастую упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и менее разнообразными. Это обстоятельство может служить препятствием к освоению тех учебных навыков, которые требуют применения разнообразных и комбинированных действий.
Для учащихся с нарушением слуха гораздо большее значение, чем для учащихся с нормальным слухом, имеют зрительные раздражители. Следовательно, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрение. Например, восприятие речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Кроме того, такая особенность восприятия слабослышащих обучающихся требует от преподавателя фиксации на собственной артикуляции. Поэтому и для учителя, и для обучающихся, учебный процесс связан с крайним напряжением внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. Это, в свою очередь, становится причиной снижения скорости деятельности и увеличения количества ошибок.
Поэтому применение здоровьесберегающих технологий – это необходимость, к которой обязывает слабое здоровье наших учеников. Для этого кабинет необходимо оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН. В организации и проведении уроков учителю нужно учитывать обстановку и гигиенические условия в кабинете; смену видов деятельности. Во время уроков и внеклассных занятий проводятся физкультминутки, динамические паузы, зрительные гимнастики, релаксация. Кроме того, парты в классе ставятся так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо говорящего одноклассника и учителя. Использование данной технологии способствует не только сохранению и укреплению здоровья обучающихся, но и формированию интереса к учебным занятиям, развитию познавательных процессов.
Информационные технологии
В современном мире в деятельности педагога очень актуальны информационные технологии. С их помощью осуществляется реализация основных направлений деятельности: обучение, развивающая работа, диагностика.
Одним из направлений использования информационной технологии в работе педагога можно рассматривать использование Интернет-проектирования в качестве метода коррекционно-развивающей работы. В качестве итоговых продуктов Интернет-проектирования используются обучающие сайты и компьютерные презентации. В своей деятельности использую следующие программные средства:
Программный пакет MicrosoftOffice 2003 – 2010:
– Microsoft Word – для набора и обработки текстовой документации, создания тренировочных и контрольных материалов, творческих проектов и т.д.
– Microsoft Excel – для составления табличных данных и обработки статистической информации, результатов тестирования.
– Microsoft Power Point – для составления презентаций.
В своей деятельности использую такие электронно-технические средства как: компьютер, сканер, принтер.
Для подготовки материала к урокам используют различные сетевые ресурсы, такие как YANDEX, RAMBLER, GOOGLE.
Использование ИКТ на уроках позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся с нарушением слуха.
Технология личностно-ориентированного подхода.
Так как дети в классах сейчас имеют не только разные группы здоровья, но и разный уровень своего интеллектуального развития, необходимо использование и технологии личностно-ориентированного подхода, которая направлена на организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение этой технологии позволяет педагогу формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания и сотрудничества, уверенности в себе, помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Использование данной технологии позволяет добиваться стабильной 100% успеваемости, повышения качества знаний, всестороннего развития личности ребенка.
Личностно-ориентированный подход начинается на организационно-мотивационном этапе каждого урока, где применяется специфический для нашей школы прием - установка слухового режима. Учитель, используя специальный экран, обращается к детям с вопросами, где обращение звучит в конце вопроса:
- В каком классе ты учишься, Юля?
- Какое время года наступило, Ксюша?
- Какой сейчас урок, Сережа?
- Какое сегодня число, Максим?
- Какой сегодня день недели, Дима?
Применяя технологию личностно-ориентированного подхода на уроках можно организовывать не только индивидуальную, но и групповую работу, используя при этом и дифференцированный подход: сильные ученики выполняют задания самостоятельно, дети послабее получают алгоритм выполнения задания, кому совсем трудно, работают под руководством учителя.
Например: урок математики по теме «Получение круглых десятков путем сложения двузначных чисел с однозначными». При изучении этой темы сразу ввожу сложение столбиком. Так легче ориентироваться слабослышащим детям в изучаемом материале. Сильный ученик решает у доски 2-3 примера по теме после объяснения учителя, а дальше работает самостоятельно в тетради. Следующим у доски работает средний ученик. Ему в помощь дается алгоритм действия, где нужно вставлять числа и знаки из решаемого примера.
35+5=… Алгоритм рассуждения:
1) 5 это единицы. В числе 35 5 единиц. Единицы записываю под единицами.
2) Сначала складываю единицы: 5+5 получится 10. 0 пишу, 1 запоминаю (эту единицу мы записываем над десятками со знаком +).
3) Было 3 десятка. 1 запомнили. 3+1 получится 4.
4) Ответ 40.
Этому ученику необходимо тоже 2-3 примера, чтобы освоится с алгоритмом. Карточку с алгоритмом он забирает на свое место и дальше работает самостоятельно, опираясь на алгоритм.
Слабому ученику нужен не только алгоритм действий при сложении таких примеров, но и постоянный контроль учителя, его пошаговая помощь. Поэтому решать примеры он может у себя в тетради, чтобы оставался наглядный пример решения, который поможет ему на следующих уроках и при выполнении домашних заданий.
Технология дифференцированного обучения
Индивидуальные особенности, возможности и способности детей учитывает дифференцированное обучение. Один учебный материал в рамках одной программы слабослышащими учащимися со сложной структурой дефекта усваивается на разных уровнях. Для обучения таких школьников нужно отобрать методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности каждого ученика. Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями повышает качество учебного процесса, устраняет перегрузки учащихся во время занятий, создает ситуацию успеха для обучающихся разных уровней. Здесь помогают разноуровневые задания к урокам.
Например: развитие речи на уроке русского языка. Тема урока «Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на вопросный план». На сюжетной картинке изображена весна и дети. Картинки всем детям выдаются одинаковые. Карточки с вопросным планом разные. Сильным ученикам даются одни вопросы. Дети должны составить по вопросу предложение с опорой на картинку и записать его. Такой ученик, в случае затруднения, просит помощи у учителя и спрашивает о правильности построения своего ответа. Ученики послабже получают карточку с вопросами и словами для справок, помогающими дать полный ответ на вопрос. Слабые ученики не могут сами построить предложение даже по вопросу, поэтому получают карточку с вопросами и деформированными предложениями, где пропущены слова. Пропущенные слова даются для справок рядом. Ребенок должен вставить в предложение нужное слово. Всю работу такой ученик выполняет с помощью учителя.
Технология развивающего обучения.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.
Нужно создать на уроке эмоциональную атмосферу, способствующую желанию обучающегося активно работать, включаться в самостоятельный процесс деятельности. Система вопросов и заданий, используемых педагогом, должна стимулировать активность умственной деятельности и вызывать интерес у обучающихся. На уроках у детей формируются умения оперировать приобретенными знаниями и умениями, новый материал соотносить с ранее изученными знаниями.
Технология развивающего обучения часто тесно сотрудничает с игровыми технологиями.
Игровые технологии.
Игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, что очень важно в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование на уроках игровых технологий дает учителю возможность сделать процесс обучения более интересным, позволяет удерживать внимание детей, создает благоприятные условия для преодоления трудностей в обучении. Кроме того, игра развивает гностические процессы ребенка, его коммуникативные навыки. Огромную роль играют ролевые и дидактические игры.
В качестве дидактических игр мною используются загадки, кроссворды, игры «Четвертый лишний», «Возьми меня с собой», «Назови и покажи» и др.
Например: на уроке русского языка при активизации знаний детям предъявляются знакомые слова «береза, окно, учебник, парты» и предлагается определить, что это, что общего у этих слов, какое слово лишнее. Ответ спрашиваю у каждого и прошу объяснить правильный выбор. Слабого ученика заставляю повторить объяснение. Слова для такой игры должны быть в словаре каждого ребенка. Иногда слова заменяю картинками, и тогда ребята по очереди записывают слова под картинками, а потом выясняют общие и различные признаки. Такие игры позволяют легко переходить к новому материалу.
Технология проектного обучения.
Педагог ставит перед собой задачу – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. В результате работы над проектом школьники испытывают успех, показывают себя с привлекательной стороны, приобретают немаловажные умения: отмечать успехи друг друга, обсуждать совместно изучаемый материал, работать с книгами и другими публикациями по теме, преобразовывать информацию в другие формы (слова, рисунки), радоваться опыту совместной работы, выступать перед аудиторией, занимать активную позицию при защите результатов своей работы.
На данном этапе слабослышащие дети с умственной отсталостью обучаются работать над творческими и информационными проектами. Мои ребята делают коллективные проекты и доля обучающихся, принимающих участие в проектной деятельности составляет 100%. К выполнению каких-либо этапов проекта часто привлекаем родителей.
Проектная деятельность позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ (здоровьесберегающие, информационно-познавательные, социального взаимодействия, сотрудничества и общения, трудовые). Применение этой технологии дает обучающимся возможность работать самостоятельно, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Мы участвовали в общешкольных творческих проектах «Иллюстрирование «Лесной газеты» В.Бианки», «Эскиз пригласительного билета», «Мы за ЗОЖ», «Моя читающая семья», «Мы на каникулах», «Голубая чашка». На уроках СБО создали альбом «Родословное древо», фотоколлаж «Профессии наших родителей» и др..
Технология предметно-практического обучения
Предметно-практическое обучение (ППО) создает наиболее благоприятные условия для реализации ведущего принципа обучения языку, принятого еще в советской сурдопедагогике, - формирование речи как средства общения в связи с деятельностью.
В условиях практической деятельности с предметами развитие общения, формирование речевых навыков происходит в наиболее естественных и мотивированных условиях, когда пользование языком становится необходимостью. В ходе предметно-практической деятельности дети имеют дело с предметами внешнего мира с целью их изменения, преображения, создания новых предметов или макетов, моделей. Изготовление учениками различных объектов в результате действий с предметами, материалами, инструментами – все это предметно-практическая деятельность. Однако изготовление различных предметов на уроках ППО не является самоцелью. Под влиянием обучения в деятельности с предметами зарождается словесная речь, сначала в дактильной, письменной, а затем и в устной форме.
В период школьного обучения детей с отклонениями в развитии виды предметно-практической деятельности (ППД), как правило, входят в уроки трудового обучения. Практическая работа включается в учебный процесс специальных школ и как дидактическое средство, как прием обучения на уроках. ППО как учебный предмет для глухих детей занимает свое место в учебном процессе, имеет специфические цели и задачи, свое содержание и методы обучения. В обучении слабослышащих школьников ППД используют как метод обучения. Предметно-практическая деятельность в школе становится средством для планомерного развития мышления, способом формирования житейских понятий, а следовательно и речи детей. В ходе ППД школьники учатся различать предметы по цвету, форме, величине; выделять признаки конкретных предметов; сравнивать предметы с выделением общего и различий; распознавать предметы по описанию; делать элементарные выводы и обобщения; устанавливать причинно-следственные связи. У школьников формируются умственные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, планирование и др.). По мере развития обучающихся характер ППД и ее использование меняется. Действия с конкретными предметами сменяются работой со схемами и чертежами.
Например: на уроке русского языка при работе с глаголами «насыпает, посыпает, высыпает» приходится знакомить с этими действиями, так как в словаре некоторых ребят этих слов нет. Сначала произносим слова, потом их читаем, затем берем речной песок и показываем данные действия. Эти действия повторяет ребенок, после чего ему предъявляются картинки, где дети выполняют эти действия. Ученик должен назвать действие, соединить слово с картинкой, найти в упражнении предложение с этим глаголом. Когда понятие отработано и ребенок понимает эти слова, берем предложения, где он должен вставить подходящий по смыслу глагол.
Таким образом, предметно-практическая деятельность становится одной из важных технологий в обучении слабослышащих детей.
В заключении хочу заметить, что применение современных и специальных образовательных технологий и методик в процессе обучения позволяет добиваться успешных результатов обучения и воспитания обучающихся со сложной структурой дефекта в развитии (нарушения слуха и умственная отсталость). У детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, способствующие дальнейшей социальной адаптации.
Используемая литература:
1.Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Сурдопедагогика. Академия педагогических наук РСФСР, институт дефектологии. Педагогическая библиотека учителя/под ред. А.И.Дьячкова. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963.
3. Основы специального обучения слабослышащих детей. Под ред. Р.М.Боскис. – М.: «Просвещение», 1968.
4. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
6. Е.Д.Худенко. Практическое пособие по развитию речи (Часть2) – М.: РУССИКО, 1994.