РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чепуштанова Татьяна Васильевна воспитатель МАДОУ Д\с № 28 "Лесная сказка" Пермский край, г. Чайковский
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа и его обычаев.
Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима.
Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родине мы решили, через сказку - самое доступное и любимое детьми.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в дошкольном возрасте очень искренни отзывчивы и любознательны. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование духовной культуры.
Патриотическое воспитание — ребенка - это основа формирования будущего гражданина.
Цель: воспитание патриотических качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи: 1. – совершенствование и закрепление знаний детей о культурном богатстве русского народа.
2. развитие эмпатии и толерантности детей на основе русских народных сказок.
3. воспитания уважения к традициям народной культуры.
Сказка –древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить вселяет в него оптимизм веру в победу добра над злом. За фантастическими сюжетами скрываются реальные человеческие взаимоотношения.
В совместной деятельности с детьми мы используем русские народные сказки. С их помощью усваиваются нормы и правила поведения, оттачиваются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. А также развивается чувство товарищества и взаимопомощи.
В своей работе мы используем традиционные (старинные) предметы народного быта. Они вызывают неподдельный интерес у детей.
Для решения поставленных выше задач мы составили комплекс мероприятий, которые проводятся в детском саду. Взяли несколько тем и подобрали к ним сказки, которые помогают раскрыть содержание данной темы:
Для того что бы познакомить детей спредметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и т.д.) воспитывать честность, порядочность, гостеприимство - используем такие сказки как: «Заюшкина избушка» «Петушок и бобовое зернышко» «Крылатый, мохнатый да масляный», «Гуси-лебеди», «Баба-Яга» «Каша из топора» «Репка», «Теремок»
С одеждой русского человека (кафтан, сарафан, зипун, понева, телогрея, лапти): «Два мороза», «Василиса прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
С народными праздниками (Иван купала, колядки, масленица) «Морозко», «Вершки и корешки», «Семилетка»
С нравственными качествами (помощь ближним, уважение к старшим, чувство сотрудничества) «Зимовье», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Никита Кожемяка»
Содержание бесед и поставленные вопросы черпали, прежде всего, из русских народных сказок.
Например, познакомив детей со сказкой, «Никита Кожемяка», провели беседу о традициях русской культуры, о героизме народа. Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми выстраивалась по вопросам касающихся, русских народных промыслов, одежды, утвари.
Основная работа с детьми проводилась на специально организованных занятиях. С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали основные жизненные принципы.
-Что такое хорошо
-Добро всегда побеждает
-Уважать старших
-Слушать родителей
Таким образом, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка. Они позволяют ребенку испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло, воспитывают патриотические чувства и любовь к Родине.
Список литературы.
1. Князева о. л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа / программа О. Л. Князева, М.Д. Маханева –СПб.: детство-пресс, 2010
2. Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект/ С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др; научн. Рук. Е.В. Соловьева – М.: Просвещение, 2014