ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Александрова Анна Александровна педагог-психолог Григорьева Ирина Николаевна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 136" г. Чебоксары
Дошкольное детство – важный и самобытный период жизни человека, период формирования базовой культуры личности, освоение системы нравственных эталонов и особой восприимчивости к воспитательным воздействиям. Поэтому от того, какие ценности станут определяющими в дошкольном образовании сегодня, зависит не только будущее современных дошкольников, но и перспективы развития отечественного образования в целом.
Одним из приоритетных направлений работы педагогов МБДОУ «Детский сад №136» города Чебоксары является духовно-нравственное воспитание личности дошкольника.
Главными источниками духовно-нравственного воспитания являются: семья и семейные традиции, игра, труд, физическая культура и оздоровление, искусство, художественная литература, коммуникация, знакомство с выдающимися людьми, народные традиции и обычаи, познание социальной и окружающей действительности, патриотическое воспитание.
Решение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей. Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через технологию проектной деятельности.
Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.
В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребёнок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Цель и задачи
Таким образом, можно сформулировать главную цель нашей деятельности – гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности путём приобщения его к отечественным духовно-нравственным традициям, опираясь на взаимодействие с семьей, посредством проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
- воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей;
- развитие интереса к чувашским и русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий детского сада и родителей воспитанников для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Описание методов и приемов, системы работы
Одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с непосредственным участием родителей. Однако при этом педагоги так же сталкиваются с рядом проблем, таких как: занятость родителей; личностные качества ребёнка, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике; отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности.
Таким образом, любая из узких форм взаимодействия с семьей не может быть самодостаточной и всеобъемлющей. Универсальным решением проблемы является использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог найти дело по душе.
Способы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию личности дошкольника включали в себя:
· представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов «Традиции нашей семьи»;
· проведение тематических родительских собраний с использованием нетрадиционных форм (народные фольклорные игры и развлечения);
· праздники и развлечения в соответствии с тематическим планом по приоритетному направлению на год (по циклам);
· организация вечеров-встреч с ветеранами (из семей наших воспитанников);
· интерактивное общение в сети Интернет по вопросам семейного воспитания;
· организация совместных выставок «Вот она какая – мамочка родная», «Гордость нашей группы – папы воспитанников», «Куклы Самоделки», «Пасхальное яичко», «Бабушкин сундучок» и др.
Особенностью работы в данном направлении явилось то, что все мероприятия были объединены в проекты.
Проект «Моя родословная». Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, бережно относиться к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Уважение к старшим всегда считалось одной из главных добродетелей русского человека. В рамках проекта детям вместе с родителями было предложено заглянуть в свои семейные альбомы, рассмотреть фотографии родственников, послушать рассказы о них: кем они были, как жили, какие были у них традиции. Узнать историю образования семьи, родословную. Интерес к своему прошлому, к корням, настолько захватило детей и родителей, общими усилиями была оформлена одноименная выставка, где разместились фотографии нескольких поколений, а также фото семейных традиций, которых придерживаются и сейчас. Детские проекты были собраны в общий альбом, который хранится в группе. При желании дети могут вновь и вновь прикоснуться к истории своей семьи.
В ходе работы над проектом «За здоровьем – всей семьей» дети поделились своими знаниями о здоровом образе жизни, о том, что делают в их семье, чтобы оставаться здоровыми. Родители охотно делились секретами семейного оздоровления: о пользе здорового питания, о закаливании с помощью воды и воздуха, о ценности русской бани.
Для подробного ознакомления и доступности в использовании, все рецепты оздоровления были собраны в «Сундучок полезных советов» и размещены в родительском уголке.
В рамках проекта «Энциклопедия профессий: от А до Я» дети узнали, что мир профессий – необычный мир. В нем живут не просто люди, а представители разных профессий. Знакомство с ним началось с профессиями своих родителей. Мама Кости У. рассказала ребятам о труде пекаря-кондитера и показала мастер-класс «Испечем булочки», папа Андрея К. познакомил с профессией столяра-плотника, организовал мастер-класс по изготовлению скворечника. Организованная фотовыставка познакомила детей и с другими профессиями. У ребят появилось чувство гордости за своих родителей и их труд, который приносит пользу людям и стране.
Следующей ступенькой в нашей работе стал проект «Город, в котором я живу», работа в рамках которого началась с изучения своего родного Московского района. Была устроена выставка фотографий. В библиотеке-центре семейного чтения им. М. Трубиной, с которой детский сад сотрудничает уже много лет, детям рассказали, что именно благодаря заводу «Элара», Московский район стал современным городским районом. У ребят появилось чувство гордости за свой район, за людей, которые живут рядом с ними и делают такие мощные, современные машины. Популярностью пользовались у детей экскурсии по улицам района. При знакомстве с историей возникновения и достопримечательностями города Чебоксары, вместе с детьми рассматривали иллюстрации, читали, строили, рисовали современные и старинные дома, герб города. Интерес детей к этой теме проявился и в продуктивной деятельности: дети собирали самолеты из конструктора, рисовали, изготавливали из бумаги и строительного материала. После изучения своего микрорайона была организована обзорная экскурсия по городу с посещением достопримечательностей города: Парка Победы, Красной площади, Московской набережной и др.
В рамках проекта «Здоровый город» организовывались экологические акции: «Чистая улица», «Цветущая клумба», «Елочка - зеленая иголочка», встречи с интересными людьми. Так, очень познавательно прошла встреча с папой. Матвея Р. – государственным инспектором лесного хозяйства. В ходе встречи ребята познакомились с Красной книгой Чувашии, по распилам учились определять возраст дерева и т.д. Ведь нравственность, духовность, патриотизм проявляются в том числе и в том, что для своей родины хочется сделать что-то полезное, доброе, красивое. Просто так, без награды, как для своей мамы, потому что родина и есть мама, только одна на всех.
В проекте «Бабушкин сундучок» дети познакомились с предметами русского и чувашского быта, фольклорными песнями и танцами, народными инструментами, национальными костюмами. Разучили русские и чувашские народные игры. Дети и родители принимали активное участие в подготовке праздников, костюмов, обстановки. Встреча с бабушкой Ильи П. вызвала большой эмоциональный отклик у ребят. Она рассказала о своей жизни, увлечениях.
Особенно детям запомнился цикл познавательных занятий «Красота чувашской вышивки», в ходе которых ребята знакомились с национальным орнаментом, их значением, украшали чувашскими узорами национальную одежду, ее элементы. Закреплением полученных знаний стало совместное с родителями посещение Чувашского национального музея. Особенно детям понравилось находить и расшифровывать знакомые чувашские символы на памятник «Символ мудрости».
В рамках проекта «Богатыри прошлого и настоящего» был создан мини-музей «Богатырская наша силушка», в котором были представлены игрушечные модели богатырских доспехов, металлические солдатики-богатыри, книги, видео-презентации. Для воспитанников сшили костюмы богатырей, выучили богатырский танец, песни. Совместно с музыкальным руководителем организовали праздник-развлечение «Богатырский турнир», приуроченный к празднованию Дня Защитников Отечества, где мальчишки состязались в смекалке, ловкости и умении играть в команде.
Ко дню рождения нашего славного земляка, третьего советского космонавта А.Г. Николаева по инициативе родителей была организована познавательная экскурсия на малую родину космонавта – в село Шоршелы. В Мемориальном комплексе летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева взрослые и дети узнали много интересного про космос, о развитии космической науки, жизни и профессиональном пути космонавта. Особый интерес вызвал планетарий, спускаемый аппарат космического корабля, побывавший в космосе, и «Космическое питание».
Кроме того, была организована выставка «Боевой Славы», куда многие дедушки и папы предоставили семейные реликвии (ордена, медали за трудовые и боевые подвиги, фото со времен службы в армии, боевых действий в горячих точках, военные трофеи: фляжки, ремни, погоны). Итогом работы была презентация детских проектов «Защитники в моей семье», где дети демонстрировали фото своих пап, дедушек, прадедушек, рассказывали об их службе. Интересной формой работы стало создание в группе фотоколлажей «Мой папа - самый лучший». Работала выставка семейных поделок военной техники «Мы с папой - мастера». Кроме того, дети приняли активное участие в патриотических акциях «Дерево Победы», «Цветок ветерану», «Бессмертный полк» и «Парад дошколят». Тем самым выразили благодарность старшему поколению за мирное небо над головой.
Проект «Мир начинается с мамы» стал уже традиционным и проводится каждый год. К нему дети готовятся с особым усердием. Ведь мама – самый главный человек на свете.
Таким образом, поставленные задачи решались в различных видах деятельности.
Разнообразие и оптимальная интенсивность взаимодействия с семьями воспитанников дает возможность родителям реализоваться в близкой для себя сфере деятельности в свое свободное время.
Кроме того, следует обязательно демонстрировать полезность и востребованность результата совместного труда родителей и детей. Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставил радость. Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. Показывая, мы закрепляем положительный эффект.
Не стоит забывать о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ…? » - формируется позиция МЫ.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектирование является эффективным условием духовно-нравственного воспитания дошкольников, так как:
· реализуется при непосредственном участии родителей;
· косвенно или прямо стимулирует родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;
· учит общению и доставляет радость общения и детям, и родителям;
· оставляет общесемейные позитивные воспоминания;
· за счет чрезвычайного разнообразия тематики позволяет удовлетворить личностные потребности и педагогические запросы родителей;
· позволяет деликатно, не нарушая личного пространства, корректировать и стимулировать внутрисемейные отношения.
Основной результат работы мы видим в воспитании всесторонне развитой, целостной, гармоничной личности ребёнка, которая будет: доброй, не причиняющей зла живому, честной и справедливой, любящей и заботливой, трудолюбивой и настойчивой; творящей и оберегающей красоту мира, стремящейся к знаниям, смелой и решительной, творческой и креативной, самостоятельной, патриотичной, чувствующей связь со своим народом, страной, культурой, бережно относящейся к слову, к своим речевым поступкам, толерантной…