Публикации
2023-11-24 16:00 2023

Вихорева Н.Ю. ТОП-5 УПРАЖНЕНИЙ НА ТРЕНИРОВКУ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Библиографическое описание:
Вихорева Н.Ю. ТОП-5 УПРАЖНЕНИЙ НА ТРЕНИРОВКУ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.

Интеллект - это обобщение способностей человека, раскрывающихся в обучении, понимании, возможности разбираться в сложившихся ситуациях и решать возникшие проблемы.

Интеллект проявляется в умении анализировать ощущения и сопоставлять факты, воображать и прогнозировать результаты, воспринимать и воспроизводить информацию, мыслить и даже мечтать. Иными словами, интеллект – это способность и возможность человека контролировать собственное поведение, достигать целей и быть личностью.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность мышления, любопытство, критичность и широта.

Развитие интеллекта является одним из ключевых факторов становления личности, залогом успешного взросления для ребёнка и гарантией продуктивной деятельности для взрослого. Развитие интеллекта продолжается в течение всей человеческой жизни, однако самые активные его фазы приходятся на период детства и юности.

Виды интеллекта:

Не беспокойтесь, что вы не сильны в математике или недостаточно хорошо играете на трубе. При плохих ориентировочных способностях вы можете «читать» любого человека. За умения человека отвечают различные виды интеллекта, в психологии каждый из них имеет свое название.

С понятием «интеллект» обычно ассоциируется способность обучаться, понимать, оценивать, решать проблемы. Но известно, что человек может быть слабым в математике, логике и иметь большой потенциал в живописи, риторике. Бывает, что люди исключительного интеллекта не могут создавать и поддерживать отношения с окружением. Притом, многие трудные ученики преуспевают в бизнесе или спорте. Так является ли интеллект только способностью логики и суждения, либо речь идет об универсальном источнике, из которого исходят разные таланты?



Теория множественного интеллекта была разработана американским психологом Говардом Гарднером, профессором Гарвардского университета, который в своей книге «Frames of Mind» (1983г) разделил интеллект на несколько типов. Согласно Гарднеру и его многочисленным последователям, каждая личность обладает всеми интеллектами, но в разных пропорциях. На то, какой тип преобладает, влияет наиболее развитая часть мозга, окружающая среда и ситуации, в которых человек находится впервые 10 лет жизни. У детей, окруженных музыкой, скорее всего, будет развиваться музыкальный потенциал. Личности, имеющие предпосылки к спорту, сосредоточиваются на координации движений и равновесии.

Коэффициент интеллекта лишь на 20% влияет на успех в жизни. Более важным является психический аспект – искусство общения, умение угадывать мысли других, распознавать собственные чувства и мотивы действий.

Говард Гарднер, выделил девять видов интеллектов человека, затрагивающие самые разные сферы деятельности:

· Вербальный интеллект: умение писать, читать, говорить и общаться.

· Логический интеллект: умение считать, решать математические задачи, анализировать, рассуждать и логически мыслить.

· Пространственный интеллект: Умение визуализировать, заниматься изобразительным искусством, манипулировать изображением.

· Физический интеллект: ловкость, координация движений, мелкая и крупная моторика, гибкость и выносливость.

· Музыкальный интеллект: «музыкальный» слух, чувство ритма, наличие «музыкального» голоса.

· Социальный интеллект: умение воспринимать и анализировать поступки других людей, приспосабливаться к социальным ситуациям и обстоятельствам, строить отношения и создавать семью.

· Эмоциональный интеллект: связь с чувствами и впечатлениями человека, анализ собственных ощущений и выводов.

· Духовный интеллект: саморазвитие, самопознание и мотивация, постановка целей и размышления о самом себе.

· Творческий интеллект: талант, творчество, креативность и создание нового.

Языково-вербальный (лингвистический)

Этот вид определяет изучение языков, владение письменной речью, использование слов. Люди с этим передовым интеллектом свободно владеют как вербальными, так и невербальными навыками общения, легко изучают иностранные языки. Способность использовать речь должна развиваться, поддерживаться на практике, потому что человеку свойственная способность забывать.



Наиболее подходящая форма тренировки:

-чтение;

-разговор;

-обсуждение;

-тренировка с применением фактов, имен, названий, характеристик;

-анализ различных мнений, заключений;

-написание диктантов;

-аргументация по конкретной теме.

Примеры деятельностей, в которых можно достичь успеха: писатель; переводчик; политик; журналист.

Логико-математический

Математический и логический интеллект обеспечивают возможность работать с числами, решать математические задачи, оценивать ситуации, делать выводы в любой сфере деятельности. Этот вид находится под контролем двух зон мозга.

1-я зона контролирует чувство количества, позволяет выполнять математические операции, такие как сложение, вычитание;

2-я зона отвечает за различение чисел и других математических символов, преобразование их в слова. С помощью этой зоны человек использует более сложные операции, такие как деление, процентные вычисления, схемы, частично основанные на словах.

Высокий разум этого вида помогает быстро оценить выгоду, сосчитать, какая политическая партия имеет наибольшие шансы на победу на выборах. Люди, наделенные этим интеллектом, успешны в профессиях, требующих знаний математики, физики, химии.

Они часто занимаются логическими играми (например, шахматами), требующими вычислительных и комбинаторных навыков.



Наиболее подходящая форма тренировки:

-логические задачи;

-подсчет;

-использование расчетов с практической целью (расчет денег, необходимых для покупки какого-либо оборудования, проведения праздника, определение, сколько обоев потребуется для поклейки всей комнаты и т.д.).

В какой деятельности человека ожидает успех: деятельности, связанные с применением математических навыков; программист; детектив; врач.

Звуко-музыкальный

Это также творческий интеллект, отвечающий за умение создавать, воспринимать, интерпретировать музыку. Музыкально талантливые люди успешны в сочинении, пении, игре, дирижировании, танцах. Музыка – это важная часть их жизни, необходимый фон для повседневной деятельности. Этот интеллект исходит из нескольких мозговых центров:

1-й – регулирует музыкальное творение;

2-й – интерпретацию;

3-й – различение мелодий, тонов;

4-й – отвечает за чувство ритма.

Наиболее подходящая форма развития творческого интеллекта: занятия в музыкальной школе, консерватории (возможно, в форме домашнего обучения); участие в школьных концертах; сольные выступления; создание собственной музыкальной группы.



В какой деятельности можно добиться успеха: музыкант; композитор; виртуоз на сольном инструменте; дирижер; ди-джей; звукорежиссер; музыкальный критик; диктор на радио; музыкальный редактор.

Телесно-двигательный (кинестетический)

Этот вид обеспечивает человеку возможность выполнять сложные или требовательные физические упражнения. Развитый интеллект этого типа предопределяет его отношение к спорту, танцам, актерству, пантомиме; важен для успеха в хирургии, тонкой механике и других профессиях, требующих идеальной координации движений. Помимо скорости, гибкости, балансировки, силы, телесно-двигательный интеллект также включает координацию глаз и конечностей вместе с пространственной ориентацией. Его нарушение влияет на все указанные свойства, т.е. препятствует нормальному функционированию организма человека.



Наиболее подходящие действия для формирования и развития:

- спортивные мероприятия;

-танцы;

-музыкальный, хореографический, драматический кружок.

Детям, имеющим потенциал к этому виду интеллекта, нужна сцена, возможность участвовать в школьных мероприятия, ​​дебатах.

Сферы, в которых можно добиться успеха: актерская и цирковая области; спорт; хирургия; механика; модельная сфера.

Визуально-пространственный

Он определяет умение воспринимать и различать цвета, формы, размеры, расстояния между предметами. Люди с доминирующим визуально-пространственным (также художественным, изобретательным) интеллектом способны распознавать и запоминать изображения, имеют трехмерное воображение, хорошо ориентируются в пространстве.

Наиболее подходящая форма тренировки:

-рисование вымышленных предметов, пейзажей, фантастических героев;

-поиск различных решений одной задачи, разных ответов на один вопрос.



Деятельности, в которых можно преуспеть: дизайнерская и художественная сфера; инженерская деятельность.

Внутренний (внутриличностный)

Служит для понимания самих себя. С его помощью человек определяет, какие ситуации, действия вызывают у него определенные эмоции, что побуждает к действию. Высокоразвитый внутренний интеллект позволяет управлять болезненными эмоциями, быстро справляться со стрессом.

Наиболее подходящая форма развития:

-возможность интерпретировать свои мысли и высказать детали своего мнения;

-общение;

-возможность предложить собственные теории, прогнозы;

-способность планирования своих задач;

-возможность проявления разных эмоций.



Человек с развитым личностным интеллектом может преуспеть в следующих профессиях: психолог; психиатр; педагог; философ; духовный наставник; политик.

Социальный (межличностный)

Этот тип определяет социальную интеграцию, общение с людьми. Он включает распознавание чужих эмоций, мотивов, намерений, способность адаптироваться к состоянию других, побуждать других к адаптации к собственному настроению. Высокий социальный интеллект позволяет людям легко вписываться в общество, привлекать окружающих на свою сторону, убеждать их в правильности своих требований, действий. Такой человек способен очаровывать, управлять своим окружением.



Наиболее подходящая форма тренировки: чтение;

-оценочные дискуссии;

-написание личных работ;

-школьное (студенческое) самоуправление;

-различные конкурсы.

Сферы, предполагающие успешность: политик; учитель; спикер; переговорщик, посредник; менеджер; начальник; бизнес-тренер.

Природный

Гарднер добавил этот тип интеллекта к изначальной структуре через 10 лет после создания теории множественных разумов. Примеры интеллекта: сортирование отходов, мусора, покупка натуральных или искусственных меховых изделий и т.д.



Наиболее подходящая форма тренировки:

-забота о животных, имеющихся дома;

-дизайн журналов на тему природы;

-создание собственной библиотеки с научными книгами;

-экскурсии на природу;

-выращивание растений.

Области, в которых можно добиться успеха: природоведческая деятельность; ветеринарная сфера; археология, генетика; фермерская деятельность.

Для правильного формирования всех видов интеллекта необходимо уделять внимание, разносторонним видам деятельности, включая и физическую, и умственную активность.

Что влияет на интеллектуальное развитие детей?

Интеллект начинает формироваться у ребёнка ещё во внутриутробном возрасте, однако основные «стадии» развития интеллектуальных способностей приходятся на дошкольные и школьные годы жизни. Существует несколько факторов, от которых зависят способности ребёнка:

· Генетика и наследственность – кто-то «от природы» быстро считает, кто-то обожает математику буквально с рождения, а кто-то начинает петь раньше, чем говорить;

· Регулярность занятий, развивающих когнитивные и коммуникативные навыки ребёнка;

· Образ жизни малыша и его родителей;

· Социальное положение семьи, доступность образования и уровень дохода;

· Характер и тип темперамента ребёнка;

· Отношения с родителями и эмоциональная атмосфера в семье.

Кое-что из этого списка не оказывает существенного влияния на то, каким в итоге станет ребёнок, а кое-что является ключевым фактором в процессе формирования и развития личности. Однако основной «инструмент» находится в руках у родителей.

Способы развития интеллекта

Начинать обучение лучше с первых 6-8 месяцев жизни ребёнка. В течение двух-трёх лет сказки, игры – «развивашки», музыка, рисование и лепка расширяют кругозор ребёнка, а движение и физическая активность способствуют непрерывному познанию мира. Затем в дело вступают логические головоломки и лёгкие задачки – они формируют аналитическое мышление, учат рассуждать и делать выводы.

Не стоит пренебрегать умением общаться, развитием любознательности и совершенствованием речи – эти навыки особенно важны в школе.

Упражнения для развития интеллекта у школьников начальных классов

· Рисуем, пока идёт музыка одновременно двумя руками в разном направлении.

· Рисуем под музыку треугольники одновременно двумя руками.

· «Найди отличия»: подбери два предметных изображения, которые похожи друг на друга. Они должны иметь несколько мелких отличий. Попросите ребёнка изучить картинки и найти их.



· «Пары слов»: подберите 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ребёнку нужно прочитать эти пары слов и запомнить их. Затем вы читаете первое слово из каждой связки, а ребёнок по памяти называет второе. Например: дерево – лес; кошка – котёнок; музыка – фортепьяно; машина – бензин.

· «Повтори правильно»: у ребёнка с двух сторон на столе лежит одинаковое количество фигур разного цвета. Учитель называет цвет фигур, а ученик должен одновременно двумя руками их показать.

· «Держи ритм».

· «Телескоп» (ребёнку нужно нарисовать увеличенную копию рисунка). Достаточно сложная интеллектуальная деятельность на координацию и на соотнесение размеров на глаз. При этом мозги великолепно прокачиваются.

· «Микроскоп» (нарисуй уменьшенную копию).

· «Кулак, ладонь, ребро».



Список источников информации:

1. https://tea.ru/article/pyat-uprazhneniy-kotorye-zastavyat-mozg-rabotat-luchshe-i-sem-poleznykh-privychek-dlya-ostroty-uma/?ysclid=lo0f277nlv679499359

2. https://ya.ru/video/preview/11308791273038282623

3. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/intellekt_chto_eto_takoe,_ego_vidyi,_sposobyi_opredeleniya_i_razvitiya/?ysclid=lo0fcane9r397540510