ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Чернова Татьяна Анатольевна воспитатель МБДОУ Детский сад № 100 "Ельничек", г. Архангельск
В современных условиях модернизации отечественного образования наше дошкольное образовательное учреждение активно работает в соответствии с новыми нормативными актами (ФГОС ДО). Создаются условия, гарантирующие защиту физической безопасности, здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса.
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признаётся во всём мире, и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Данной проблеме в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования уделяется большое внимание. В нём выделена такая образовательная область, как «Социально-коммуникативное развитие», в которой говорится, что нужно формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Таким образом, развитие безопасного поведения ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога дошкольной образовательной организации.
Над проблемой посвященной психологическим аспектам безопасности жизнедеятельности личности работали учёные: А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Б. Скиннер, М. Беккер, С. Диклименти. Работы о роли и возможностях различных видов детской деятельности, форм их организации, методов обучения. Воспитания и развития в формировании культуры безопасности Л.П. Князева, Т.И. Ерофеева, Е.В. Самсонова, Б. Мишин, А. Смирнов.
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие и опасности окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём, защитить себя и в то же время заботиться о своём здоровье. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является – проектная деятельность.
Известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Безопасное поведение – это результат не только полученных знаний и усвоенных навыков в ходе реализации проектной деятельности, но и воспитание личностных характеристик, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность.
Выделяют педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к формированию навыков безопасного поведения. Для успешной реализации в воспитательно-образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования; методическое, дидактическое, материально-техническое обеспечение и знание методов и приёмов воспитания. Таким образом, можно увидеть, что при создании данного комплекса педагогических условий, процесс формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста будет протекать эффективно.
Характеристика проектной деятельности - это вид технологии дошкольной образовательной организации. Выделяют три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста: подражательно – исполнительский, развивающий, творческий. Проектная деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», в которых он учится работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела.
Проектная технология - является одной из форм поисковой деятельности детей дошкольного возраста и способствует развитию их творческих способностей. Мной был разработан долгосрочный проект для детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста под названием «С огнём не шути – жизнь, здоровье береги!». Проект посвящён актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе, как к активному субъекту противопожарной безопасности. Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна проводиться целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям необходимо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии. Совместно с детьми и родителями мной был реализован проект, который направлен на развитие безопасного поведения дома, в общественных местах и на улице в предновогодний период и во время новогодних праздников.
По своей структуре проект, включает в себя: название, актуальность, проблему, цель, задачи, гипотезу исследования проекта, принципы, практическую значимость, ожидаемые результаты проекта, показатели эффективности деятельности по проекту, критерии оценки эффективности проекта, продукт проектной деятельности. Сроки проведения и три этапа реализации проекта (подготовительно-проектировочный этап, основной практический этап, обобщающе-результативный этап (заключительный). План работы по проектной деятельности (приложения).
Актуальность темы, обусловлена объективной необходимостью информирования детей с ОВЗ о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного противопожарного поведения в быту, на улице и в многолюдных, общественных местах, важностью целенаправленной деятельности в этой области. Проблема: У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.
Цель проекта – формирование у детей основ осознанного отношения к выполнению правил и ответственного безопасного поведения пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Основные задачи проекта. Коррекционно-образовательные:
· Познакомить с историей возникновения огня.
· Дать понятие и представление детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
· Формировать представление о пожарной части, её значении и функции.
· Формировать представление детей о профессии пожарного, его обязанностях, используемых материалах, оборудовании, атрибутах.
· Формировать знания и умения различать знаки противопожарной безопасности.
· Формировать у детей культуру пожаробезопасного поведения.
· Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
· Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по ознакомлению детей пожарной безопасности.
· Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
· Развивать умения видеть и различать, когда огонь друг, когда враг.
· Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
· Развивать творческие способности дошкольников.
· Показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта.
Коррекционно-воспитательные:
· Вызвать интерес к истории возникновения огня, профессии пожарного, противопожарным действиям.
· Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
· Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнём.
· Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают в экстренных ситуациях.
Гипотеза исследования проекта – усвоение детьми знаний и навыков о пожарной безопасности будет протекать успешно, если будут учтены все условия по формированию знаний о пожарной безопасности:
Ø Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
Ø Целенаправленное изучение правил пожаробезопасного поведения в детском саду, дома, в общественных местах, на улице, в лесу.
Ø Сотрудничество родителей, педагогов, инспектора противопожарной государственной службы, пожарных по изучению детьми правил пожарной безопасности.
Соблюдение следующих ПРИНЦИПОВ:
Ø Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка, на базе уже имеющихся.
Ø Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ø Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Ø Принцип интеграции образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие») в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Практическая значимость проекта: данный проект позволит разработать методические рекомендации по организации работы с детьми по противопожарной безопасности в условиях реализации личностно-ориентированной модели образования детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат проекта:
Ø Составление дополнительных разработок, игр, досугов, развлечений, практических занятий.
Ø Изготовление дополнительных атрибутов, наглядного демонстрационного материала.
Ø Профилактика панического страха перед огнём.
Ø Овладение детьми знаниями и навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Ø Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Ø Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Показатели эффективности деятельности по проекту:
Ø Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Ø Рост мотивации к изучению проблемы пожарной безопасности всех участников проекта
Ø Обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, пособиями, играми по противопожарной безопасности
Ø Наличие специальных дидактических пособий для определения уровня сформированности навыков пожарной безопасности
Ø Совершенствование знаний детей по правилам пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения
Ø Накопление практических материалов по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников
Критерии оценки эффективности проекта:
Ø Тест-опрос уровня знаний детей о пожарной безопасности в сравнении до и после реализации проекта
Ø Анкетирование родителей в начале реализации проекта
Ø Отзывы родителей в конце реализации проекта
Реализация проекта:
I. Подготовительно-проектировочный этап
· Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме.
· Составление паспорта проекта.
· Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
· Создание презентаций для просмотра.
· Создание фонотеки, видеотеки.
· Изготовление новых дидактических игр по пожарной безопасности.
· Подбор атрибутов и материалов для игр, эстафет, практических упражнений, гимнастик.
· Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
· Подбор наглядного информационного материала для стендов, папок-передвижек, папок-раскладок.
· Разработка консультаций, рекомендаций, памяток для родителей.
· Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
· Работа с инспектором противопожарной государственной службы, пожарными по проведению экскурсии в Пожарной части №5 г.Архангельска.
· Организация круглого стола для родителей для ознакомления с работой по проектной деятельности по пожарной безопасности.
· Разработка конспекта итогового мероприятия с родителями.
II. Основной практический этап
· Проведение с детьми бесед по пожарной безопасности, рассматривание иллюстраций, наглядного демонстрационного материала.
· Проведение различных гимнастик, упражнений, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения.
· Чтение художественной литературы детям, заучивание стихов, разгадывание загадок по пожарной безопасности.
· Рассматривание картин, просмотр презентаций по теме.
· Рисование рисунков, выпуск стенгазеты по теме.
· Опытно-экспериментальная деятельность.
· Экскурсия по детскому саду – знакомство со знаками по противопожарной безопасности, эвакуационными путями, экстренной кнопкой вызова пожарных, системой сигнализации.
· Тренировочная эвакуация «В случае пожара в детском саду».
· Экскурсия в Пожарную часть №5 г.Архангельска – знакомство с Пожарной частью, профессией – Пожарный, пожарной техникой, оборудованием, материалами, правилами пожарной безопасности.
III. Обобщающе-результативный этап
· Викторина «Что мы знаем о пожарной безопасности» (тест-опрос)
· Спортивное развлечение с родителями «Карлсон и малыши».
· Отзывы родителей (законных представителей).
Продукт проектной деятельности:
v Создание библиотеки совместно с родителями «Пожарная безопасность для детей»
v Оформление совместно с родителями Вернисажа семейных рисунков «Огонь не любит шалости – наказывает без жалости!»
v Оформление совместно с родителями Выставки семейных работ «Пожарные машины» (продуктивная деятельность - аппликация с элементами дизайна)
v Оформление совместно с родителями Выставки семейных работ «Пожарные атрибуты и оборудование» (продуктивная деятельность – конструирование, моделирование, макеты, пр.)
v Выставка детских рисунков «Огонь – друг! Огонь – враг!»
v Выставка детских работ «Смелый Пожарный»
v Выпуск стенгазеты «По следам недели Безопасности»
v Папки-передвижки по пожарной безопасности
v Консультации по пожарной безопасности
v Памятки, буклет для родителей по пожарной безопасности
v Информационно-ознакомительный стенд по профилактике пожарной безопасности
v Посещение Пожарной части №5 г.Архангельска
v Создание презентации родителями «Профессия - Пожарный»
v Создание презентации педагогами по проектной деятельности «С огнём не шути – жизнь, здоровье береги!»
v Грамоты для семей, медали для детей «Юный пожарный»
В данном проекте были задействованы все участники образовательного процесса, которые принимали активное участие в его реализации. При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Как показала практика, метод проектов также очень актуален и эффективен в исследовательской деятельности. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать благоприятную атмосферу сотворчества. Итоговым мероприятием работы над проектом «С огнём не шути – жизнь, здоровье береги!» по пожарной безопасности, стал спортивный праздник «Карлсон и малыши» с участием родителей (законных представителей).
Проектная деятельность расширяет возможности обучения детей с ОВЗ. В процессе проектной деятельности через интеграцию разных видов деятельности совместными усилиями взрослых дети приобретают новые знания и овладевают нужными навыками и умениями, необходимыми в жизни; повышается чувство самосохранения, желание беречь своё здоровье, свою жизнь и других людей. Постепенно дети понимают, что мир — очень разный, существует добро и зло, что от самого себя зависит, как выбраться из сложных сложившихся обстоятельств, чтоб остаться целым и невредимым. Дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. А у взрослых преумножается огромное желание, научить своих детей самостоятельности и сделать их жизнь немного интереснее, ярче и безопаснее.