Конференции
2023-07-03 16:36 Январь 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕСОЧНИЦА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ИГРОВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жданкина Наталья Николаевна
педагог-психолог
ГКУСО РМ "РСПДП "Надежда", г. Саранск

Первым и одним из основных институтов социализации в человеческом обществе является семья. Наши воспитанники в подавляющем большинстве – дети из неблагополучных семей, это означает, что родители не выполняли своих функций по содержанию и воспитанию ребенка, имели отклоняющееся от нормы поведение, вредные привычки, ребенок был нежеланным. В таких семьях нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего у детей нередко проявляются девиации в поведении. Маленького человека отвергли его самые близкие люди – родители. Они предпочли ему алкоголь, разгульную жизнь. Не осознавая этого, ребенок ощущает себя «плохим», виновным в том, что произошло с ним, ведь обыденный жизненный опыт говорит: все хорошее любят, берегут, охраняют и не выбрасывают. Естественно, что глубокие психологические травмы, полученные нашими детьми в раннем возрасте, являются причинами не только психологического неблагополучия, но и соматических заболеваний. Вне всяких сомнений, воспитанники приюта лишены главного фактора, способствующего развитию психики и формированию гармоничной личности, – безусловной материнской любви, заботы и постоянства. Это влечет за собой возникновение чувства базисного недоверия к миру. «Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое следствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и самому себе, нежелание познавать новое, учиться» [2, с. 85]. Отсюда и деструкции личностного развития и трудности социализации воспитанников приюта.

Причины для помещения несовершеннолетнего в приют могут быть разные, но причиной изъятия ребенка из семьи всегда служит угроза для его жизни, здоровью, полноценному развитию. Ребенок помещается в приют временно, до тех пор, пока родители не найдут способ устранить причину возникновения трудной жизненной ситуации, избавятся от пагубных привычек (алко и нарко – зависимости) и т.п.

Проживание в социально неблагополучной семье, не проходит бесследно. Родители, поглощенные своими проблемами, попустительски относятся к воспитанию и содержанию детей, не интересуются их жизнью, в качестве воспитания используют физическую силу, психологическое давление, что считается жестоким обращением. В результате, несовершеннолетние, поступающие на реабилитацию, имеют значительные нарушения в эмоционально-волевой, коммуникативной, когнитивной сферах, устойчивые девиантные проявления в поведении. Из опыта работы можно выделить два типа поведения детей:

- конфликтное (такие воспитанники склонны к агрессии, в том числе и не мотивированной, озлобленные, имеют негативное отношение ко всем людям, отказываются общаться);

- замкнутое (эти воспитанники также тяжело идут на контакт в силу скованности, депрессивного состояния, они часто плачут, молчат).

Дети и первой, и второй категории являются детьми группы риска, и требуют особого внимания и контроля. Помещение ребенка в условия приюта является для него еще большей стрессовой ситуацией, так как происходит адаптация к новым условиям проживания и требованиям, новому образу жизни и деятельности (от свободного время препровождения к дисциплине, учебе и развитию, через включение в общественную жизнь учреждения). В это время все негативные качества ребенка особенно выражены.

Итак, обозначенные нами психологические особенности эмоционального развития детей из неблагополучных семей, такие как: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству и т.д., требуют организованной психологической помощи, обеспечивающей воспитание ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Для более эффективной работы по коррекции вышеперечисленных проблем предназначена песочная терапия.

Песочная, или песчаная терапия – это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Она может использоваться и как монотерапия (самостоятельная техника, единственная в курсе лечения), и в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, символдрама, анатомические техники [1, с. 11].

В условиях нашего приюта педагог-психолог проводит занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста по программе «Путешествие в Песочную страну». В процессе занятий по песочной терапии у воспитанников развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. В игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и персонажи игры приходят в движение. На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочной Феей – хранительницей волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, затаив дыхание, ребята слушают рассказ Песочной Феи о новой интересной игре.

Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры в педагогической песочнице учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику. Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками.

Особенности и преимущества данного метода заключаются в том, что возможность самовыражения в работе с песком не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сценка, построенная человеком, может передать чувства, эмоции и конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих людей. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело. К тому же, создание песочных композиций (в отличие, например, от рисунка) не требует каких-либо особых умений. Работа с песком ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Ее акцент – на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации [3, с. 38]. Это удовлетворяет потребность современного человека в наиболее естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию. Для детей педагогическая песочница стала одним из игровых способов рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

Игра в педагогической песочнице позволяет психологу найти доступ во внутренний мир ребенка; также это является естественным методом исцеления психики, который стимулирует процесс самопознания. В результате проделанной работы в семьях улучшается психологический микроклимат, происходит налаживание детско-родительских взаимоотношений, семья учится решать проблемы самостоятельно, конфликтные ситуации решаются конструктивным путем.

Таким образом, песочная терапия позволяет получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Метод песочной терапии позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять.

Помимо всего, у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, так как при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений.

Список использованных источников

1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2020. – 738 с.

2. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с.

3. Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная терапия / Л. Штейнхардт. – СПб.: Питер, 2021. – 256 с.