Публикации
2023-10-03 13:36 2022 (№ 32-43)

Щирова Г.Ю. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИ АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Библиографическое описание:
Щирова Г.Ю. Направления коррекционно-развивающей работы при артикуляционно-акустической дисграфии // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/40.pdf.

Уровень сформированности письма и чтения, типы ошибок на письме и причины данных ошибок

У ребёнка при письме смешивание букв, обозначающие близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки. Пропуск, искажения, замена (д-т, а-о) букв на письме. Под диктовку пишет с многочисленными ошибками. Элементы букв неправильно соединены. Не может выполнять звуко – буквенный анализ слов, выделять в словах общую часть (корень). Путает звуки гласные и согласные, мягкие – твёрдые, звонкие – глухие. В итоге:

замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (д-т)

замена и смешение гласных: о-а

Исходя из этого у ребёнка артикуляционно-акустическая дисграфия, в основе, которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит.

Основы коррекции артикуляторно-акустической дисграфии

· совершенствование речевых навыков;

· формирование соответствующих предпосылок интеллекта;

· формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия;

· формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.

Приёмы

1. Проговаривание малых стихотворных форм с звукоподражанием, чистоговорок, скороговорок, с изменением громкости, высоты, темпа голоса.

2. Аналогично чтение слоговых таблиц.

3. Первый этап

– упражнения на уточнение произносительного и слухового образа смешиваемых звуков.

- узнавание гласных по артикуляции.

- выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов.

- назвать, подобрать, придумать слова с заданным звуком.

- определить наличие заданного звука в слове.

- определить место заданного звука в слове звуком из предложения.

- выделить слова с данным звуком.

4. На втором этапе

– упражнения на сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

- ‘’Наоборот’’ - составление слов со смешиваемыми звуками из разрезной азбуки.

- отгадывание ребусов, кроссвордов со словами со смешиваемыми звуками.

- дополнить предложение словами- квазиомонимами (кашу – кассу, мишку – миску)

- добавь ь в середину слова (банка,уголки)

Упражнения для коррекции артикуляционно-акустической дисграфии (примеры):

Используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции:

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Упражнения на различение звуков:

-Предложить придумать слова со звуком Д и Т.

-Поднять букву Д или Т в зависимости от различия ее в услышанном слове.

-Выкладывание под буквами Д и Т картинок, в которых содержатся эти звуки.

-Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (_ом, _ом, дом, том).

-Соедини схемы слов и картинки



-Послушай ряды слогов и сочетаний звуков. Запиши их по памяти

са-за-зя-со

узу-усу-уси

зе-се-езе-иси

аса-озо-усу-юсю

-Вставь пропущенную букву д или т

Ко_, по_, _верь, ква_рат, _е_ра_ь, с_ол, с_ул, _ом, _ом, _ень, по_ушка.

-Допиши предложения. Подчеркни буквы д,т разными карандашами.

Все обедают за большим _________.

Уходя из дома, закрывай _________.

В жаркую погоду со лба течёт ____.

У коровы родился _______________.

(столом, дверь, пот, телёнок)

Для коррекции можно использовать специальные пособия.



Библиографический список:

1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции [Текст]: / АхутинаТ.В. - М.; Воронеж, 2001.

2. Ивановская О.Г., Купикова Н.С., Хвостова O. А., Щукина Д.А. Преодоление артикуляторно- акустической дисграфии у школьников. Учебно-методическое пособие. М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2016.