Конференции
2023-07-06 16:46 Апрель 2023

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Мамонова Ольга Сергеевна
педагог дополнительного образования
МБУДО "Детский спортивно-образовательный центр", г. Воронеж

Экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения. Это относится и к экологическому образованию дошкольников. Именно в дошкольном возрасте берет начало формирование экологической культуры человека.

Была определена цель – создание условий для воспитания ответственного отношения к окружающей среде, привлечения детей старшего дошкольного возраста к ее защите, посредством практической работы, их активной деятельности.

Для введения систематической и планомерной работы была введена авторская программа естественнонаучной направленности «Экологический калейдоскоп», в которой основной упор сделан на «практическую» экологию, которая поможет преодолеть разрыв между знаниями и практическими навыками детей.

Далее, я хотела бы остановиться на практическом опыте по работе с обучающимися объединения «Экологический калейдоскоп».

Проект «Покормите птиц зимой».

Цель-результат: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

В ходе проекта педагог организует продуктивную деятельность детей, сотрудничает с семьями воспитанников, при изготовлении кормушек.

Форма итогового мероприятия: фоторепортаж «Организация подкормки птиц»; участие в акции «Покормите птиц! – 2023» (номинация «Отчет об организации подкормки птиц»), проводимой Воронежским государственным заповедником.



Рис.1. Организация подкормки птиц

По итогам акции, педагог и дети были награждены дипломом 3 степени.

Проект «Овощи сажаем – заботимся об урожае».

Цель-результат: оформление огорода на окне, выращивание овощей.

Проект организуется в тесном контакте с родителями (подготовка материалов для посадки). Дети, под руководством педагога, сажают лука, семян петрушки, укропа, щавеля, осуществляют полив и уход за растениями на «огороде».



Рис.2. Посадка лука

Форма итогового мероприятия: презентация группового огорода «Чудо огород сажаем – всех на свете удивляем!».



Рис.3. Огород на окне

Творческий марафон-акцию «Берегите первоцветы!»

Цель-результат: привлечь внимание к необходимости сохранения, защите и восстановления численности раннецветущих растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Форма итогового мероприятия: выставка рисунков «Первоцветы воронежской области».



Рис.4. Обучающиеся объединения «Экологический калейдоскоп с рисунками первоцветов

В ходе работы я в очередной раз убедилась, что дети готовы познавать окружающий мир, выявлять экологические проблемы своей малой родины, делать экошаги по их решению. Главное, не заставлять их это делать, не навязывать свое мнение, а дать им право выбора. Не поучать их, а направлять советами. Именно тогда в них поселится уверенность в себе, понимание важности своей работы.

Список использованной литературы

1. Веракса Н.К., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. ‒ 64 с.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80 с.

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 – 512 с.

4. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. – Волгоград: Учитель, 2016. – 260 с.

5. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.