Публикации
2023-09-26 13:04 2021 (№ 17-31)

Зернова Т.Н. ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Библиографическое описание:
Зернова Т.Н. Пути развития эмоциональной сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.

На современном этапе развития педагогической науки большой интерес вызывает процесс развития эмоционального интеллекта школьников. Огромное внимание интеллектуальному развитию в ущерб эмоциональному способствует ухудшению не только обучения, но и состоянию здоровья современного школьника.

Исследования российских психологов и педагогов (Фетискин Н.П., Шурыгиной И.А., Чебыкина А.Я.) показали, что большинство учащихся школ испытывают в процессе обучения эмоции боязни, скуки и безразличия, вместо ожидаемых и желанных радости, интереса, увлечения.

Умение понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе позволит ребёнку разрешать любые проблемы. Читая художественную литературу, ребенок не только познает эмоциональный мир людей, он включается в этот мир, переживает его как свой собственный, откликается на него своими чувствами, выходит, обогащенный опытом чужих страданий и радостей, как будто бы они его собственные.

Детям с нарушением слуха малодоступно восприятие речевой эмоционально изменённой интонации. Отставание в развитии речи сказывается на овладении словами, обозначающими эмоциональные состояния. Позднее знакомство с многообразием чувств человека создаёт трудности понимания эмоциональных состояний других людей. Своеобразие эмоционального развития проявляется в ограниченности или недостаточности сведений об эмоциях, трудности их вербализации; идентификации эмоций и эмоциональных состояний, переживаниях людей, понимании, осознании причин и различении сходных эмоциональных состояний.

Уроки чтения дают богатую возможность для эмоционального развития детей. Воспитание идет от эмоционально-образного содержания произведения, от переживания детей, вызванных прочитанным. «На уроках чтения важно, чтобы ученик подражал принципу чтения, а не результату. Поэтому стоит задача научить детей переживать те или иные чувства, вызванные различными действиями и поступками, оценивая их, исходя из освоенных представлений и понятий о нормах нравственности». (Светловская Н.Н.). Психологи утверждают, что влияние художественных произведений на учащихся будет больше, если каждый ученик под руководством учителя что-то сможет увидеть, познать, почувствовать в прочитанном произведении сам.

Задачи уроков чтения направлены на развитие у детей способности полноценно воспринимать художественный текст. Сопереживать и эмоционально откликаться на прочитанное, чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире.

Предлагаю рассмотреть путиработы над развитием эмоциональной сферы слабослышащих детей на уроках чтения.

Во-первых, это использование художественных элементов, выполнение иллюстрации к прочитанному, зарисовка наиболее яркого момента в рассказе. Это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте.

Во-вторых, использование материала, лично интересующего ребёнка. Речь идёт о предметах, явлениях, которые представляют для детей очевидный положительный стимул.

В-третьих, образотворческая экскурсия, предложенная М.А. Рыбниковой, «Экскурсия учит искусству видеть и истолковывать виденное через организационную подачу впечатлений». Здесь особенно важен личный пример учителя, который показывает ребятам своё эмоциональное отношение.

Участие в инсценировках небольших произведений и наглядное обозначение словесно воспринятых детьми ситуаций, действий, чувств. Дети учатся понимать переживания героев, их чувства и эмоции, выражать их словом. Приёмы используемые на уроках: инсценировка сюжета, обыгрывание с фигурками персонажей, работа с подвижной аппликацией, создание серии рисунков по тексту.

Использование музыкального сопровождения способствует совершенствованию эмоциональной сферы ребенка и формированию у него интеллектуальных умений и навыков. У ребят ярче создаются художественные образы. Переживания, связанные с восприятием этого образа, дети переносят в жизнь.

Творческий пересказ текста. Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

К концу младшего школьного возраста у детей способность к эмоциональной сфере начинает интенсивно развиваться. В ходе отслеживания эмоционального развития слабослышащих школьников использую различные методы диагностики: наблюдения и самонаблюдения, анализ продуктов деятельности обучающихся, анализ ответов и суждений, анализ особенностей интерпретаций различного материала. Результаты диагностики позволяют осуществлять количественную и качественную характеристику эмоционального развития слабослышащих школьников.

Мониторинг проводится по следующим параметрам:

-знание основных эмоций (сформированность представлений об эмоциях, способность идентифицировать и дифференцировать эмоции на схематичном и натуральном изображениях, в реальных жизненных ситуациях);

-способность к вербализации основных эмоций и эмоциональных состояний (уровень сформированности эмоционального словаря и включение его в активный лексический запас);

-культура эмоциональных проявлений (следование основным правилам и нормам эмоциональных проявлений на уроке, в игре, во взаимоотношениях);

-способность к саморегуляции эмоциональных проявлений (замещение деструктивных форм эмоциональных проявлений конструктивными).

Литература.

1.Боскис Р.М., Учителю о детях с нарушением слуха. М.: Просвящение, 1995.

2.Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993.

3.Граш Н.Г. Развитие Эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения. СПб., 2001.

4.Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. СПб.,2008.

5.Речицкая Е.Г., Кулигина Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. М.,2006.