Публикации
2023-11-24 14:54 2023

Быценко Т.Г. РОЛЬ СЕМЬИ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА В ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Быценко Т.Г. РОЛЬ СЕМЬИ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА В ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-1.pdf.

Появление ребёнка приносит в семью море счастья и радости, однако на этом этапе ещё никто не задумывается, сколько трудностей нужно будет преодолеть. По мнению специалистов ребёнка следует отдавать в детский сад примерно в 3-4 года, так как в более раннем возрасте он ещё очень сильно привязан к родителям и особо не нуждается в общении со сверстниками, он воспринимает их скорее, как больших кукол, нежели подобных ему. Многие родители, в силу своих переживаний, заботе о малыше, задумываются: А стоит ли вообще отдавать ребенка в детский садик?

Основываясь на том, что с ребенком может что-то случиться, к нему могут не правильным образом относиться, он может удариться, может заболеть и множество других причин. Но по наблюдениям за младшими школьниками, выводится следующая закономерность. Можно заметить, что дети, посещавшие детское дошкольное учреждение, кардинально отличаются от малышей, родители которых приняли решение воспитывать их в узком семейном кругу. Детсадовцы соответственно имеют хорошую подготовку, что положительно скажется на адаптации в новой среде. Они более коммуникабельны, лучше усваивают материал, их успеваемость выше. Это объясняется двумя факторами:

1.В любом дошкольном учреждении существует режим/распорядок дня, в который входит здоровый сон (обычно его называют тихим часом). Он позволяет восстановить нервную систему, укрепить иммунитет. Что уменьшает переживания при адаптации в школе, ребенок более сосредоточен. Чего нельзя сказать о малыше, который был на домашнем обучении. В основном они не придерживаются режима, что влечет за собой последствия в период адаптации в школе.

2.Приходя в 1 класс, дети попадают в достаточно большой, новый и не знакомый коллектив. В этом случае коммуникабельность играет важную роль. Если малыш не имеет опыта в общении со сверстниками, с воспитателем, если он не привык слушать педагога и общаться с другими детьми, то ему будет крайне трудно. Это будет отрицательно сказываться на усвоении учебного материала.

Подготовка к школе в детском саду начинается примерно с середины средней группы и продолжается до самого выпуска. Но на данном этапе обучения малышей не учат читать, писать или решать задачи, их подготавливают к школьной жизни. В основном проводится образовательная деятельность по пяти областям:

1.Речевое развитие.

2.Формирование математических навыков.

3.Познание окружающего мира.

4.Художественное развитие.

5.Физическая культура.

Деятельность воспитателя направлена на увеличение интереса к познанию мира, развитию моторики и выговариванию букв. Это всё в совокупности даёт начало хорошей адаптации ребёнка в школе. Из этого следует, что самой важной ролью в адаптации малыша является выбор семьи в пользу детского дошкольного учреждения.

В основном период адаптации ребёнка к школе длится от 2-3 недель до полугода, однако может быть и больше, это зависит от многих факторов:

1.Уровень подготовки к школе.

2.Уровень сложности образовательной программы.

3.Индивидуальные особенности и т.д.

Возникает вопрос, что такое адаптация?

Адаптация – это процесс приспособления школьника к новым условиям социальной среды.

Ключевое слово «новым», потому как даже если ребенок посещал детское дошкольное учреждение или ещё какие-нибудь дополнительные кружки, ему будет в любом случае сложно первое время, из-за появления новых правил, которым он должен подчиняться.

Однако если учесть тот факт, что большинство детей идёт в первый класс с желанием учиться, то обязательно нужно поддерживать это желание и соответственно объяснить целесообразность и необходимость школьных правил.

На начальном этапе адаптации первоклассника к школе нужно особенно поощрять все его успехи. Это значительно облегчит данный период и увеличит уровень мотивации школьника. Однако это не значит, что нужно сказать школьнику простое «молодец» и всё. Нет, всё гораздо сложнее. Нужно хвалить не ребёнка самого по себе, а качество, которым он обладает и которое помогло ему решить ту или иную задачу.

В период адаптации школьник нуждается в помощи. Именно поэтому взаимодействие родителей и школы является чуть ли не основным критерием данного этапа.

Как подтверждается учителями начальных классов, психологами и многими другими специалистами, роль семьи в адаптации первоклассника к школе необходима.

Как сказал Российский педагог И. П. Подласый: «Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа - семья»».

Важно, чтобы ребёнок понимал, что школа - это часть его семьи, с которой тесно взаимодействуют его родители. В наше время учителя никак не могут обойтись без помощи родителей.

Обучение - это совместная, плодотворная работа учителей и семьи, которая способствует развитию качеств каждого ученика в школе и за её пределами. Именно поэтому родитель никогда не должен становится вторым учителем, он должен дать ребёнку максимально возможную самостоятельность (которой должен обучить заранее) в организации его собственных действий по выполнению школьных правил. Родитель должен разговаривать с ребёнком. Часто по приходу из школы, родители расспрашивают детей о проведённом дне. Но то, чем вы интересуетесь у ребёнка, играет важную роль. Психологи установили, что родители своими вопросами показывают свои приоритеты и ценности. Именно так ребёнок определяет, что в жизни главное, а что второстепенное. Он интуитивно, скорее всего, будет ориентироваться на ваши ценности, но это не значит, что он будет развиваться в соответствии с вашими желаниями. Такие вопросы могут вызвать либо тяжелейшие кризисы у ребёнка, либо игнорирование образовательных ценностей школы.

Родитель должен присматривать за малышом, за его поведением, за тем, что он делает и как, помогать, если это требуется. А также обязательно нужен контроль за его самостоятельностью. За тем, как он приготовит вещи в школу, за тем, как выполнит домашнее задание, и как приготовит своё рабочее место.

Очень важно подготовить ребёнка к первому сентября. Как это сделать?

1.Рассказать о том, что его ждёт.

2.За несколько дней начать его вводить в режим «подъёма и отбоя»

3. Любимая игрушка должна быть с собой в портфеле.

4.Одежда должна быть новой и особой, но какая- то деталь должна быть любимой и знакомой.

5.Мобильный телефон лучше не брать.

6.Цветы учителю должны быть такими, что ребёнок ощущал их особенную красоты, поэтому желательно их выбирать вместе с ним.

7. Приготовить всё с вечера. Рассчитать время, чтобы ребёнок всё успел.

В свою очередь учитель должен не только давать груз знаний, но и поддерживать в сложных ситуациях, находить подход к каждому и распознавать таланты учеников, формировать ответственность, умение учиться и ещё очень многое.

Так же имеет большое значение насколько хорошо взаимодействуют учитель и родитель. Именно в адаптационный период должна быть хорошо налажена связь школы с семьёй. Так как учителя редко знают о том, что с детьми происходит дома после занятий, а родители имеют слабое представление о том, что происходит с ребёнком в школе. Поэтому в течение первого года обучения детей родители и учителя должны быть единомышленниками. Они могли бы договориться о месте и времени встреч, на которых могут обменяться своими наблюдениями и впечатлениями по поводу действий школьников. А что же происходит, если ребёнок дезадаптирован? Начнём с того, что дезадаптированные дети - это дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития.

Таких детей можно определить по следующим проявлениям:

1.Ребёнок часто плачет (больше, чем обычно)

2.У него, в отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбуждённое состояние (хуже засыпает).

3.Ребёнок проявляет необоснованную агрессию (ругается, налетает, отвечает агрессивно, лезет в драку)

4.Отказывается идти в школу.

5. Нежелание делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

6.Нежелание выполнять домашнее задание.

7. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

В таких случаях дезадаптации родители могут помочь следующим образом:

1.Обеспечить ритмическую жизнь и порядок дома (здесь важен собственный пример и подражание ему ребёнка)

2.Важна тёплая, естественная, спокойная манера поведения взрослых дома (без срывов, повышенного тона)

3. Необходимо на какое-то время продолжение традиционных «детский» ритуалов укладывания, еды, умывания, совместной игры обнимания, чтения на ночь, которые были приняты в дошкольном детстве ребёнка.

4. Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками, изготовление коллажей в «рваной» технике, спортивные игры на воздухе.

5.Отсутствие лишних раздражителей (телевизор)

6. Возможность испытывать время от времени настоящую детскую радость (праздник, театр)

7. Иногда помогает отдых на природе.

Но существуют случаи, когда всё вышеперечисленное не поможет. Такие как:

1.Страхи (ночные кошмары).

2.Энурез (недержание мочи), особенно если перед школой этого уже не было.

3.Грызение ногтей, заикание или передергивание века, лицевых мышц.

4. Ярко выраженная агрессия.

В таких случаях без помощи специалиста не обойтись. Так как, если у ребёнка в школе диагностируется дезадаптация, то все силы направляются на устранение её причин. В этот процесс активно вовлекаются родители, которые создают благоприятную атмосферу, врачи, которые лечат органические последствия и учителя, которые обращают на ребёнка больше внимания. В то же время психолог проводит с «пострадавшим» отдельную работу, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей. В младшем возрасте коррекция направлена, прежде всего, на развитие ведущих психологических процессов и освоение правил в обществе. Таким образом, в период адаптация на помощь школьнику должны приходить не только учителя, но и семья. В некоторых случаях приходится задействовать на данном этапе психологов и других специалистов. Но родители играют очень важную роль в адаптации, так как именно они решают, куда идти ребёнку, а куда нет. Именно они, иногда сами того не понимая, направляют своих детей. Тем самым, быть может, в далеко не правильную сторону.

Список литературы

1. Таболова Э.С. Говенко Ю.А. Обучение приемам педагогического воздействия в общей системе подготовки учителя начальных классов ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО А.С. МАКАРЕНКО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ коллективная монография, посвящённая 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Уфа, 2018 Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС" (Уфа) Страницы: 81-89

2. Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации к условиям образовательного пространства вуза Бережнова О.В., Пилюгина Е.И., Саид С.Т.Ш. В книге: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. Ставрополь, 2019. С. 18-26. 9.

3. Яровая М.В., Перепёлкина Н.А. О необходимости психологопедагогического сопровождения ребенка в условиях современных угроз социума. В книге: актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности. Ставрополь, 2019. С. 66-71.

4. Черкасова И.В. Сравнение статического и динамического балансов в женском футболе, баскетболе и гимнастике // Университетская наука. 2018. № 1 (5). С. 129-131.