«Кем быть?» актуальный вопрос на все времена. Этим вопросом дети задаётся с самого раннего возраста. А чем старше становится ребёнок, тем острее встаёт этот вопрос. Правильный ответ на него влияет на будущее человека. Чтобы правильно ориентироваться при выборе профессий, нужно начинать с раннего возраста заниматься этим вопросом. Все дети разные, у каждого из них свои определенные способности, поэтому каждый и расположен к изучению определённых предметов. Какие – то предметы ребёнку нравятся, а какие-то он не долюбливает. В будущем любимые предметы могут стать основой выбранной профессии. Для более осознанного выбора во взрослой жизни детей нужно познакомить с максимальным количеством профессий, не только с теми, которые они наблюдают каждый день, но и с профессиями разных людей.
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. В практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический характер. Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является подготовительной, перед работой в основной школе. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться понимание роли труда в жизни человека и общества, добросовестное отношение к труду, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям. Профориентация может проходить на любом этапе жизни человека. Формирование готовности к осознанному выбору профессии уже нужно начинать с начальных классов, т.к. в этом возрасте выбор ребенка является промежуточным, но играет немалую роль в формировании интересов, у детей появляется желание «стать кем-то», а дальше детям в старшем звене будет намного легче выбрать профессию на всю жизнь. Прежде всего, необходимо ознакомить обучающихся начальных классов с психологическими особенностями личности, с миром профессий. Создать условия для формирования конкретно-наглядных представлений о профессиях. Научить детей быть ответственными и аккуратными для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Поэтому в начальных классах профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эти представления и создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
Работа по профориентации в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. Первым этапом этой работы становится накопление информации, когда учащиеся знакомятся с профессиями людей, чей труд они наблюдают изо дня в день.
Для данной работы в начальной школе используются различные методы и приемы работы:
1) Рисуночные методики. Этот метод уместен для школьников 1 и начало 2 классов, т.к. они еще не столь свободно владеют письменной речью.
2) Профориентационные игры.
3) Встречи с людьми разных профессий. Большую эффективность дает посещение рабочего места специалиста.
Очень важно, чтобы дети понимали, как устроены бизнес, коммунальное хозяйство, промышленное производство, система здравоохранения, сельское хозяйство и система образования. Необходимо, чтобы дети начали задавать себе такие вопросы, как:
- Какая сфера деятельности мне наиболее интересна?
- Какие есть предпосылки к тому, что я стану успешным в этой области?
- Что я для этого могу начать делать уже сейчас?
Задавая себе эти вопросы, дети должны понять, что их жизнь – это их ответственность!
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Она помогает получить ученика, владеющего информацией о мире профессий, заинтересованного в развитии своих способностей, т.к. такой ученик на занятиях имел возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, такой ученик сможет сам самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы и интернета.
Из вышесказанного можно сделать вывод: чем больше профессий будет знакомо ребёнку и шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.