Конференции
2023-07-06 16:33 Апрель 2023

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Потоцкая Светлана Петровна
воспитатель
Лынова Альфия Алиевна
воспитатель
МОУ Детский сад 279 город Волгоград

Период дошкольного детства крайне важен для развития ребенка. Именно в этот период у детей начинает развиваться чувство прекрасного и появляется собственное мнение на многое из того, что его окружает. Исходя из этого, работа по экологическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения приобретает особую ценность.

Проблема экологического воспитания детей раннего возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе. Это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

«Человек и природа» - философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством.

Именно в раннем возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Важным аспектом экологического воспитания на данном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от неживого. Детей необходимо научить правильно, взаимодействовать с растениями и животными, научить участию в создании для них нужных условий.

Одним из условий экологического воспитания детей является правильная организация экологической развивающей предметно – пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Модель экологической развивающей предметно-пространственной среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: «Уголок природы», природный материал, оборудование для трудовой деятельности.

В группе собраны различные игры природоведческого содержания, такие как: «Домашние животные»; «Паровозик для зверят»; «Кто, где живет»; «Времена года» и другие.

В «Уголке книги» подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, овощей, фруктов и т. д. Большое значение также имеет наглядный и демонстрационный материал: муляжи овощей и фруктов; предметные и сюжетные картинки; различные альбомы: «Весна - красна», «Вот и осень», и др.

В «Театральном уголке» подобраны различные маски животных, костюмы для разыгрывания сказок, игр-инсценировок, способствующих познавательному и экологическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.

«Центр «Песок - вода» помогает в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка раннего возраста – это игры-экспериментирования с различными предметами и природными материалами.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда прогулочного участка, где оформлены следующие природные зоны: «Сельское подворье», «Искусственный водоем», имеются клумбы с цветами.

Таким образом, созданная в группе и на прогулочном участке эколого-развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает детям познавательную активность, соответствует интересам ребенка, имеет развивающий характер, учит общению, яркому выражению своих чувств.

В последнее время появилось много педагогических технологий, но не все из них абсолютно новы. Передовое, т.е. новое, часто сохраняет в себе много элементов традиционного. Сочетание и применение традиционных и инновационных технологий в воспитании помогут достичь желаемого результата.

Инновацииэто новшества, обладающие высокой эффективностью. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

В своей работе по экологическому воспитанию детей раннего возраста мы применяем следующие технологии:

- здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании (аромотерапия, босохождение,), которые обладают мощным педагогическим воздействием, укрепляющим здоровье дошкольников;

- технологии исследовательской деятельности (игры с песком, с водой);

- подвижные экологические игры с имитацией движений, звукоподражанием, которые помогают успешно усваивать экологические знания и развиваться физически, формируют волевые качества, укрепляют здоровье, обучают правилам безопасного поведения в природе.

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её;

- технология экологического воспитания «Экологический театр», которая построена на использовании персонажей русских народных сказок. Их задача - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям и помочь формированию реалистических представлений о природе. Рассказывание экологических сказок с успехом используются в экологическом воспитании, так как дети стараются подражать положительным героям, воспринимают очень эмоционально, что обеспечивает формирование правильного отношения к животному и растительному миру.

Внедряя в работу с детьми раннего возраста метод проектов, можно получить качественно новые результаты в имеющихся условиях, желание любить и оберегать природу, быть наблюдательными, общительными, действовать совместно с другими детьми и взрослыми. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста в образовательном процессе нами, совместно с родителями и детьми реализованы такие проекты, как «Огород на подоконнике», «Солнышко лучистое», «Домашние птицы», которые способствовали повышению речевой, познавательной активности детей, экологическому воспитанию.

В своей работе мы используем показ мультимедийных презентаций «Голоса диких животных», «Времена года», с привлечением иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов, что доставляет детям особое удовольствие.

Одной из интересных форм работы являются природоохранные акции, в которых дети приняли участие вместе со своими родителями:

- «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц);

- «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц);

- «Ёлочка – зелёная иголочка»;

- «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях);

- «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»);

- «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников);

- «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками);

- «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

Ежегодно, осуществляя оценку индивидуального развития малышей можно констатировать следующее: дети научились наблюдать за природными явлениями; обращаются с просьбами, вопросами; проявляют интерес к стихам, песням, сказкам экологического характера. Непосредственное общение с природой вызывает у детей большой интерес, дети стали более любознательными, охотно экспериментируют, благодаря всему этому у них появилось чувство бережного отношения к природе, ко всему живому. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: инновационные технологии экологического воспитания являются залогом качественного образования детей раннего возраста.