Конференции
2023-07-03 16:30 Январь 2023

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Фролова Анна Алексеевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДЮ "Созвездие"

Педагогика как совокупность требований и норм — а позднее и как наука — возникла и определялась как изучение воспитания и образования детей (от греч. paidagogike — означает воспитание детей или руководство детьми), но со временем она расширила свои возрастные границы и стала наукой о воспитании и формировании человека. Переход к обучению на протяжении всей жизни подчеркнул необходимость педагогических знаний для поддержки людей на протяжении всей их жизни.

В последние годы давно сложившееся в педагогике представление о единстве процессов воспитания и образования нашло научное обобщение и юридическое оформление в термине и понятии «образование». Сегодня воспитание и образование понимаются как части образовательного процесса и различаются не столько по своей сути, поскольку речь идет о формировании и развитии человека, сколько по способам и формам организации, специфике деятельности учащихся, методам их приобщения к ценностям, знаниям, опыту человечества, его культуре.

Тем не менее, традиционно мы выделяем перечисленные процессы и говорим: дети учатся, педагог обучает своих учеников, говорим о профилактическом или гражданском воспитании, о традициях воспитания и т.д.

Согласно традиционному подходу, существуют теории, концепции, подходы, средства воспитания, изучаемые общей теорией воспитания. К настоящему времени сложились две основные теории обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения оформилась в 17 веке, ее прародителем можно считать Дж.Локка, который предложил термин ассоциация. Окончательно теорию оформил Коменский. Основные принципы этой теории гласят:

· Механизмом любого акта учения является ассоциация;

· Всякое обучением фундаментом своим имеет наглядность:

· Наглядные образы важны не сами по себе, они необходимы для обеспечения продвижения сознания к обобщению на основе сравнения.

Основной метод этого вида обучения - упражнение.

Этот метод обучения господствует в традиционной школе. У данного подхода есть и свои минусы, например, в том, что у учеников не формируется опыта творческой с, умения самостоятельно находить знания, желания включаться в управленческую деятельность.

Достаточно эффективную идею повышения развивающей функции традиционного обучения предложил Занков. По его принципам обучение строится на высоком уровне трудности, быстром темпе изучения материала, ведущей роди теоретических знаний.

Были и другие теории, относящиеся к деятельностному подходу:

1) Теория проблемного обучения (Матюшкин, Махмутов и др.)

2) Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Талызина и др.)

3) Теория учебной деятельности (Давыдов, Эльконин и др.)

Теория проблемного обучения опирается на понятие "задача " и "действие ".Теория рассчитана на выявление и решение проблемной ситуации, в которой саму ситуацию ученику надо сначала увидеть, затем проанализировать и искать пути и способы ее решения. Деятельность учителя в этом подходе в основном сводится к оказанию помощи учащемся (уточнение, консультирование, помощь в выборе и др.) Данный вид обучения способствует развитию умственных способностей, самостоятельности, творческого мышления. Но в чистом виде проблемное обучение в школе не организуется (знания должны усваиваться с опорой на факты: аксиомы, иллюстрации и др.)

Теория поэтапного формирования умственных действий соотносится с усвоением учениками ориентировочной основы действий. Эта теория дает хорошие результаты, если при обучении действительно есть возможность начинать с материальных действий (что больше подходит спортсменам, музыкантам, операторам, водителям и др.), в школе же не всегда обучение начинается с предметного восприятия.

Теория учебной деятельности предполагает тот факт, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет через содержание усваиваемых знаний. Ее содержанием являются теоретические знания. В соответствии с этой теорией у учащихся должны формироваться не знания, а виды деятельности, в которых ученик использует эти знания.

Современная же дидактика не принимает такой узкой трактовки знаний, только как элемента деятельности. Не учитывается, что знания хранятся не только в сознании личности, но и в книгах, интернет-носителях и др., которая может стать достоянием личности и в процессе познавательной деятельности.

В последнее время идет поиск новых и модернизация старых методов обучения. Например, деловые игры, в которых создается ситуация выбора и принятия решения при условиях, близких к реальным. При обучении языку, например, используется метод погружения. Положительные результаты в начальной школе получил метод опережающего обучения. Основной принцип здесь - комментируемое управление (учить детей мыслить вслух), использование схем (как опора мысли ученика), принцип перспективного обучения. Метод микрооткрытий берет свое начало в эвристической беседе (мозговой штурм, коллективное обсуждение и др.). Метод синектики основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска решения.

На мой взгляд, какие бы методы, принципы и теории обучения ни существовали, основная задача педагога – вырастить творческого человека, способного самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за эти решения, полезного для общества. И здесь важным основанием для творческого развития является сотворчество ученика и учителя, которое, по мнению Соловейчика, является высшим типом отношений между учителем и учеником.