Конференции
2025-02-27 12:58

Методическая разработка урока географии в 7 классе «Африка. Особенности географического положения»

Цели урока:

-Обучающая: сформировать представление о материке Африка, особенностях географического положения.

-Воспитывающая: создать условия для воспитания интереса к предмету и желания познавать новое, воспитывать уважение к мнению одноклассников.

-Развивающая: развивать умение слушать, анализировать и делать выводы, развивать умение работать с географической картой и другими ИГЗ, самостоятельно получать знания.

Тип урока: урок формирования умений и навыков

По завершении урока учащийся должен:

-Знать: где находится Африка, особенности географического положения (моря, океаны, омывающие континент), рельеф Африки, животный мир.

-Уметь: Показывать моря, океаны, омывающие континент, горы и равнины, реки Африки.

Методы организации учебной деятельности: информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуально – самостоятельная, самоконтроль, групповая, работа в парах.

Предварительная работа: подготовка инсценировки отрывка № 2 (приложение 2), отработка чтения по ролям отрывка № 3 с 2 учащимися.

Оборудование:

-Средства ТСО: компьютер, проектор, презентация к уроку, книги «Айболит» К.И. Чуковский (по количеству учащихся, 1 на пару), энциклопедические словари.

-Физическая карта Африки и физическая карта мира

Идея: изучение географического положения Африки путём анализа произведения К.И. Чуковского «Айболит».

I. Организационный момент

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас немного необычный урок, урок с элементами исследования одного из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете.

Определить, что это такое, вам поможет следующая информация.

Демонстрация видео отрывка из сказки «Айболит» (или художественное чтение отрывка)

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

- О чём идёт речь? Куда в дальнейшем отправится Айболит?

Дети:

Отвечают на вопросы учителя: - Айболит. В Африку.

Открывается Карта Африки

- Правильно. Давайте сформулируем тему нашего урока

Записывается тема урока в тетрадь – «Африка. Географическое положение», открывают карту атласа «Физическая карта Африки»

II. Актуализация знаний

Какова же цель нашего урока? Что бы вы хотели узнать?

- Мы начнём изучать новый материал путём анализа знакомого вам произведения К.И. Чуковского «Айболит» с географической точки зрения.

Инсценировка отрывка № 2 (предварительная подготовка с детьми)

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!2

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке».

И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки.

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеётся она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Смотрят инсценировку отрывка № 2, подготовленную заранее.

Учитель: - Где живет Айболит? Как вы определили?

Дети: - Это территория Евразии, животные, обитающие на территории Евразии.

Учитель: - А на что указывают слова: «…Мой зайчик попал под трамвай»?

Дети: - На то, что Айболит живёт в городе или где-то рядом с ним.

III. Объяснение новых знаний

3.1. Чтение по ролям отрывка № 3 (2 заранее подготовленных учащихся читают по ролям отрывок № 3)

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!»

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!»

"Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?"

2Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живете?

На горе или в болоте?»

«Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-по

По широкой Лимпопо»

3.2. Работа с атласом и контурной картой (групповая работа)

Учитель: - Где живут малыши из Африки?

Дети: Занзибар, Калахари, Сахара, Фернандо По, Лимпопо.

Учащиеся делятся на 5 групп, каждая группа получает по 1 географическому объекту. Каждая группа рассказывает о своём объекте.

Учитель: - С помощью энциклопедий дайте определение каждому из данных географических названий, запишите в тетради и нанесите их на контурную карту.

Дети находят объекты на карте, записывают их определения в тетрадь, наносят на контурную карту:

Занзибар — архипелаг в Индийском океане у восточного берега Африки, автономия в составе Танзании. Наиболее крупные острова — Пемба и Унгуджа (последний часто называется просто Занзибар).[1]

Калаха́ри — пустыня в Южной Африке в пределах государств Ботсвана, ЮАР и Намибия.[2]

Саха́ра — крупнейшая жаркая пустыня и вторая, после Антарктической, пустыня на Земле по площади.[2]

Ферна́ндо-По́ — до 1973 года название острова Биоко в Экваториальной Гвинее, позже переименованного в Масиас-Нгема-Бийого; в английской справочной литературе используется как второе название острова.[1]

Лимпо́по (в верхнем течении Кро́кодайл) — река в Южной Африке на территории ЮАР, Ботсваны, Зимбабве и Мозамбика, впадает в Индийский океан. [3]

Учитель: - Распределите объекты соответственно: север Африки - ….., юг Африки - ….., запад Африки - ……, восток Африки - …..

Дети распределяют названия

3.3. Работа с текстом (работа в парах)

Задание: заполните карточку, учитывая, что Айболит движется по маршруту из Евразии по суше к Лимпопо.

Вопрос

Какое время года описывается в отрывке № 4?

Какое море встречается Айболиту на пути (отрывок № 5)?

Какие горы встречаются Айболиту на пути (отрывок № 6)?

Отрывок № 4:

И встал Айболит, побежал Айболит.

По полям, по лесам, по лугам он бежит.

И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в лицо ему ветер, и снег, и град:

«Эй, Айболит, воротися назад!»

И упал Айболит и лежит на снегу:

«Я дальше идти не могу».

И сейчас же к нему из-за ёлки

Выбегают мохнатые волки:

"Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

И вперёд поскакал Айболит

И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Отрывок № 5

Но вот перед ними море —

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна,

Сейчас Айболита проглотит она.

«Ой» если я утону,

Если пойду я ко дну.

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?"

Но тут выплывает кит:

«Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперёд!»

И сел на кита Айболит

И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Отрывок № 6

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?»

И сейчас же с высокой скалы

К Айболиту слетели орлы:

«Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!"

И сел на орла Айболит

И одно только слово твердит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Делятся на пары, заполняют карточки. Затем вместе проверяют.

Примерные ответы: Зима, Средиземное море, Восточно-Африканское плоскогорье, Килиманджаро

IV. Первичное закрепление

4.1. Читает отрывок № 7 наизусть:

А в Африке, А в Африке,

На черной Лимпопо,

Сидит и плачет В Африке

Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит

И на море из Африки

Без отдыха глядит:

Не едет ли в кораблике

Доктор Айболит?

Задание: Отметьте на контурной карте место, где сидит Гиппопо.

Дети, путём совместного рассуждения и изученного материала, выясняют, что Гиппопо сидит на берегу Индийского океана, в устье реки Лимпопо. Отмечают данное место на карте.

4.2. Найдите ошибку

- В тексте отрывка № 8 Корней Иванович допустил ошибку. Найдите её и объясните почему.

Отрывок № 8

И к полосатым

Бежит он тигрятам,

И к бедным горбатым

Больным верблюжатам,

И каждого гоголем,

Каждого моголем,

Гоголем-моголем,

Гоголем-моголем,

Гоголем-моголем потчует.

Подсказка: животные.

Ответ детей: ошибка – тигрята, тигр является эндемиком Евразии и в естественных условиях тигры в Африке не водятся.

Итог урока

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете, достигли мы этой цели?

-Было ли вам интересно на уроке?

Д/задание:

При заполнении карточек мы с вами использовали маршрут движения Айболита от Евразии до Лимпопо. Как ещё мог попасть Айболит к устью Лимпопо. Начертить эти пути на карте.

Список литературы:

1.Энциклопедический словарь; т. 3. — М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1955.

2. Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Гл. ред. А. Ф. Трёшников; Ред. ко.: Э. Б. Алаев, П. М. Алампиев, А. Г. Воронов и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1983.

3.Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 198.

4.Чуковский К.И. Любимые сказки. – М.: СИМБАТ, 2020. – 48 с.: ил.