Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Панюшева Ирина Владимировна,
учитель химии,
МБОУ Школы № 80 г.о. Самара
г. Самара
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В настоящее время выпускники школ часто не умеют применять полученные знания в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни. Не умеют использовать естественнонаучные знания для объяснения природных явлений и биохимических процессов, протекающих в организме человека, имеют поверхностные знания в вопросах экологии и крайне редко используют теоретические знания для объяснения глобальных проблем человечества. Вот почему необходимо усилить практическую направленность обучения химии и биологии. Это важный принцип обновления содержания образования. Стандарты второго поколения требуют изменения акцентов и приоритетов содержания образования, и большое внимание уделяют внеурочной деятельности учащихся.
Для реализации всего вышесказанного мною был создан авторский курс внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов «Человек и его здоровье».
Валеология – как научная дисциплина о формировании и сохранении здоровья – уже давно стала популярной и необходимой для подрастающего поколения. Любой современный подросток должен владетьосно-вами знаний и представлений о факторах, влияющих на здоровье, о резервах человеческого организма.
Предложенная программа представляет собой систему знаний, приобщающих учащихся 5-6-х классов к познанию законов развития чело-века на личностно – значимом уровне. Эта программа разработана с учётом возрастных психофизиологических особенностей.
Актуальность создания данной разработки обусловлена пропагандой здорового образа жизни и ознакомлением учащихся с характеристиками опасных и вредных для здоровья факторов и экстремальных ситуаций, формированием знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций. Выработка стратегии здоровья позволит сформировать установки на укрепление физических и духовных сил организма и научит следовать им в повседневной жизни.
Новизна программы связана с целым рядом практических приёмов и методик, знание которых перерастёт в убеждения и явится мощным механизмом, направленным на здоровый образ жизни, повысит мотивацию к саморазвитию и самообразованию. Настоящий курс будет не только формировать знания и умения ребёнка жить в гармонии с собой, но и научит более продуктивно усваивать другие школьные предметы, развивать общую и учебную культуру.
Цель: вооружение учащихся знаниями и умениями, направленными на укрепление и сохранение здоровья, а так же активное включение в учебную познавательную деятельность.
Достижению поставленной цели будет способствовать реализация следующих задач:
1. Помочь ребёнку оценить вклад каждой системы внутренних органов в выживание и здоровье всего организма и научить его рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное поведение.
2. Познакомить с профессиями, обеспечивающими здоровье человека, и услугами, которые могут оказывать специалисты для здоровья.
3. Выработать твёрдые убеждения в том, какие привычки и почему представляют вред для своего здоровья и здоровья окружающих людей.
4. В процессе изучения данного факультативного курса обращаться к родительской общественности для координации усилий школы и семьи в воспитании здорового и гармоничного человека.
При создании курса я руководствовалась следующими принципами отбора содержания и организации учебного материала:
- принцип научности - данный принцип является руководящим. Материал занятий содержит научные данные по анатомии и физиологии, гигиене и санитарии, психологии и экологии, теории адаптации и некото-рым другим научным дисциплинам.
- принцип доступности - содержание изучаемого материала соответствует возрастным особенностям и уровню подготовленности учащихся, опирается на их базовые знания по естествознанию и природоведению.
- принцип системности - учёт данного принципа предполагает усвоение школьниками фактического материала в логической последовательности.
- принцип модульности - предполагает изучение материала в виде от-дельных модулей (тем), что даёт возможность соблюдать логическую законченность содержания каждой отдельной темы.
- компетентностный подход, выражаемый в формировании компетенции личностного совершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).
Курс предполагает использование следующих видов контроля:
- текущий контроль проводится в виде опроса (вопросы для раз-мышления) на теоретических и практических занятиях.
- рубежный контроль предполагает тестирование (анкетирование) после изучения каждого модуля (темы).
- итоговый контроль: завершается курс зачётом для учащихся и анкетированием родителей.
При изучении данного курса в 5 классе необходимо не только вооружить учащихся знаниями и умениями, направленными на укрепление и сохранение здоровья, но и способствовать формированию у них цели жизни, навыков нравственного поведения, а так же способствовать социализации подростков в сложный «переходный» период.
Возраст (5 класс) характеризуется агрессивным ухаживанием на эта-пе половой гомогенизации у мальчиков. В связи с этим, в ходе занятий необходимо рассматривать такие категории, как товарищество и дружба, чувство долга по отношению к другому человеку в разнополой дружбе.
Учащиеся 5 класса должны обладать следующими компетенциями:
• понимать важность валеологических знаний для укрепления и сохранения собственного здоровья,
• представлять изменения, происходящие в растущем организме; особенности возрастной физиологии,
• знать определение хорошего самочувствия,
• знать преимущества регулярных занятий физической культу-рой для осанки, влияние физических упражнений на здоровье, гармоничное развитие тела,
• представлять последствия нездорового образа жизни и пути их профилактики.
Практически значимые компетенции для 5 класса:
• определять цели образа жизни,
• адекватно этическим нормам выражать свои эмоции в стрессовых ситуациях, давать самооценку своим поступкам и действиям,
• описывать положительные личностные качества, объяснять их с позиции возрастных особенностей.
• оценивать физические упражнения с санитарной точки зрения.
• определять тип своего темперамента,
• правильно организовывать режим дня.
При изучении данного курса в 6 классе учитель должен помнить, что детская память избирательна, многое из приобретённого на занятиях валеологии в пятом классе могло пройти мимо сознания подростка. В связи с этим, необходимо повторить ранее изученное.
К 6 классу должно быть сформировано представление о целях и об-разе жизни, основанное на знаниях о структуре и функциях систем внутренних органов человека, их взаимозависимости, вкладе каждой системы в здоровое функционирование тела, зависимости между ростом и развитием. Процесс приобщения к знаниям совершается на новом витке социализации.
Учащиеся 6 класса должны обладать следующими компетенциями:
• понятие о средней продолжительности жизни, влияние профессий и других условий на заболеваемость и смертность, влияние санитарных мероприятий на продолжительность жизни,
• вклад каждой системы тела в выживание и здоровье всего организма,
• профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний,
• характеристики, способы передачи и предотвращения инфекций,
• последствия употребления наркотиков, алкогольных напитков (физические, духовные, социальные),
• возможности профессиональной ориентации в области здоровья.
Практически значимые компетенции для учащихся 6 класса:
• на основании имеющихся навыков анализировать личный опыт поддержания здоровья,
• делать искусственное дыхание,
• описывать методы изучения человека на доступном возрасту уровне,
• объяснять значение и роль иммунизации в предотвращении болезней.

Учебно-тематический план для 5 класса. «Человек и его здоровье». 34 часа, 1 час в неделю.

№ Тема занятия Форма работы Кол-во
часов Ожидаемые результаты
Тема 1. Введение в курс валеологии (5 часов)

1 Человек как индивидуальность, или как про-жить триста лет. Вводная беседа 1 час Мотивация изучения факультативного курса
2 Твои возможности. Основные понятия. Теоретическое занятие 1 час Знание вопросов возраст-ной физиологии
3 Я ищу себя. Теоретическое занятие 1 час Понимание изменений, происходящих в растущем
организме
4 Раздумья академика Н.М.Амосова о здоровье. Валеологический дневник. Практическое занятие 1 час Формирование чувства ответственности за своё здоровье.
5 Здоровый образ жизни – основа долголетия. Практическая беседа 1 час Понятие «образа жизни», проблемы в формировании здорового образа жизни
Тема 2. Пищеварительная система (8 часов)

6 Лаборатория тела. Как мы едим и что мы едим. Практическая беседа 1 час Знания о питательных элементах
7 Авитаминоз или весен-няя слабость. Чтение сказки о витаминах 1 час Составление валеологического паспорта знакомых витаминов
8 Сок жизни или вода? Теоретическое занятие 1 час Знания о пользе молока
9 Вода – это жизнь. Теоретическое занятие 1 час Роль воды в жизни чело-века
10 Растения – это кладовая жизни. Занятие -путешествие 1 час Знания о лекарственных и ядовитых растениях
11 Правильное питание как фактор здорового образа жизни Теоретическое занятие 1 час Представление о системах оздоровления
12 Для чего нужны человеку зубы Теоретическое занятие 1 час Как сохранить зубы здоровыми
13 Чем болеют зубы и как их лечат? Теоретическое занятие 1 час Как предупредить кариес
Тема 3. Сердце и кровеносная система (3 часа)

14 Жизненный ток. Теоретическое занятие 1 час Знания о системе кровообращения
15 Этот многоликий стресс. Занятие – практикум. 1 час Тест психологической гибкости.
16 Болезни сердечно – сосудистой системы чело-века Теоретическое занятие 1 час Последствия нездорового образа жизни, их профилактика
Тема 4. Нервная система. Мозг (7 часов)

17 О нервной системе. Рассказы из жизни мозга. 1 час Знания о нервной системе
18 Что означает слово «не-рвы» Теоретическое занятие 1 час Знания о нервном истощении
19 Равновесие нервной системы. Теоретическое занятие 1 час Знания о факторах нерв-ного равновесия
20 Развитие неврастении. Шесть основных страхов. Практическая беседа 2 часа Знания о преодолении страхов.
21 Догадка Гиппократа: типы нервной системы Теоретическое занятие 1 час Знания о типах темпера-мента
22 Моя самооценка Эксперимент. Дискуссия 1 час Определение своего темперамента
Тема 5. Отдых и сон (4 часа)

23 Биоритмы и их значение в режиме дня школьника Теоретическо-практическое занятие 2 часа Суточные и сезонные ритмы жизни, значение режима дня
24 Что же такое сон? Практические советы 1 час Что необходимо для хорошего сна?
25 Релаксация. Приёмы релаксации 1 час Владение методикой релаксации
Тема 6. Обучение и здоровье (3 часа)

26 Твоя память. Теоретическое занятие 1 час Качества и виды памяти
27 Типы мышления. Теоретическое занятие 1 час Связь типов мышления с обучением
28 Трудности обучения и склад ума. Теоретическое занятие 1 час От абстрактного к конкретному
Тема 7. Позвоночник и скелетная система (4 часа)

29 Строение позвоночника и нервная система. Теоретическое занятие 1 час
30 Хорошая осанка. Практическая беседа 1 час Основные упражнения для позвоночника
31 Движение – это жизнь. Теоретическое занятие 1 час Позвоночник гибок – тело молодо
32 Резервный час. Подвижные игры на воздухе 2 часа Идём гулять во двор
Итого: 34 часа

Учебно-тематический план для 6 класса. «Человек и его здоровье». 34 часа, 1 час в неделю.
№ Тема занятия Форма ра-боты Кол-во
ча-сов Ожидаемые результаты
Тема 1. Повторение ранее изученного в 5 классе (7 часов)

1 Сколько лет живут люди? Теоретическое занятие 1 час Понятие о средней продолжительности жизни
2 Наука и продолжительность жизни Теоретическое занятие 1 час Влияние профессии и других условий на заболеваемость и смертность
3 Тайны химии, физики и бактериологии Теоретическое занятие 1 час Краткие сведения для понимания гигиенических проблем
4 Основы гигиены и санитарии Теоретическое занятие 1 час Влияние санитарных мероприятий на продолжи-тельность жизни
5 Анатомия человека: кровообращение, дыхание, пищеварение, отделение и выделение Теоретические занятия 3 часа Краткие сведения об анатомическом устройстве и физиологии человеческого тела
Тема 2. Воздух и здоровье (4 часа)

6 Органы дыхания. Как мы дышим и как правильно дышать? Теоретический практикум 1 час Основы дыхательной гимнастики
7 Простуда, замерзание, солнечный и тепловой удары. Теоретическое занятие 1 час Знать способы оживления замерзших и пострадавших от тепловых ударов
8 Физиологические и искусственные способы защиты от простуды и перегрева Теоретическое занятие 1 час Заболевания органов дыхания
9 Физиотерапия на дому Практикум 1 час Профилактика заболеваний
Тема 3. Одежда и уход за кожей (2 часа)

10 Что мы носим, как мы носим? Теоретическое занятие 1 час Защитные и антигигиенические свойства одежды
11 Уход за кожей. Теоретическое занятие 1 час Кожные заболевания
Тема 4. Вода и здоровье (3 часа)

12 Вода и водоснабжение. Теоретические занятия 2 часа Санитарные требования к воде и водопроводам
13 Пути распространения заразных болезней через воду Теоретическое занятие 1 час Способы очистки и обезвреживания питьевой воды
Тема 5. Жилище и его влияние на здоровье (6 часов)

14 Дом, в котором ты живёшь. Теоретическое занятие 1 час Строительные материалы и их санитарная оценка
15 Как дышит дом и мы в нём? Теоретическое занятие 1 час Нормы вентиляции
16 Тепло в доме. Теоретическое занятие 1 час Санитарная оценка системы отопления
17 Свет в твоём окошке. Теоретическое занятие 1 час Нормы освещения
18 Глаза – окно в мир.
Глазные заболевания. Практикум 2 часа Гимнастика для глаз
Тема 6. Вредные привычки (6 часов)

19 Курить или не курить? Теоретическое занятие 2 часа Почему это опасно? Только факты
20 Курение, потомство и мы Теоретическое занятие 1 час Курить – здоровью вредить
21 Опасная традиция. Теоретическое занятие 1 час О вреде алкоголя
22 Наркотики. Теоретическое занятие. Видео-фильм 2 часа От соблазна к кошмару
Тема 7. Об отношениях с родителями (6 часов)

23 Понятие конфликта. Теоретическое занятие 1 час Сигналы конфликта
24 Как избежать вспышки. Теоретическое занятие 1 час Практические советы
25 Психогигиена и воспитание. Теоретическое занятие 1 час Как избежать стресса
26 Об отношении с окружающими Практическая беседа 1 час Практические советы
27 Наследственность. Теоретическое занятие 1 час Интересные факты
28 Зачёт по программе. 2 часа С анкетированием родителей
Итого: 34 часа
Курс внеурочной деятельности имеет внешнюю рецензию на базе ПГСГА.
Программа курса прошла апробацию на базе МБОУ Школы № 108 г. о. Самара и использовалась в учебном процессе с 2014 по 2017 учебный год. На сегодняшний день программа курса модернизована и используется в блоке по формированию функциональной грамотности (естественно-научная грамотность) на базе МБОУ Школы № 80 г. о. Самара.
Эффективность разработанного мною курса, а также важную роль внеурочной деятельности подтверждает участие учащихся в мероприятиях внеклассного характера, повышение успеваемости и познавательной активности, осознанный выбор учащимися предметов химия и биология для сдачи ОГЭ и ЕГЭ и последующий выбор профильного вуза.