Публикации
2023-10-03 14:54 2022 (№ 32-43)

Баринова А.Н. МАСТЕР-КЛАСС «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Библиографическое описание:
Баринова А.Н. МАСТЕР-КЛАСС «СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» // Современная начальная школа. 2022. № 11 (42). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/42.zip.

Цель: знакомство педагогов с эффективными методами по созданию социально-психологических условий, способствующих сохранению психологического здоровья младших школьников в свете введения ФГОС.

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов о составляющих психологического здоровья младших школьников.

2. Научить применять психолого - педагогические методы работы по развитию эмоциональной составляющей психологического здоровья младших школьников на практике.

3. Создать условия для эффективного взаимодействия участников мастер-класса друг с другом.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент

Участники мастер-класса выбирают, размещенные на доске, сердечки красного и розового цвета и в соответствии с цветом сердца распределяются по командам.

2. Эмоциональный настрой

Уважаемые участники нашего мастер-класса. Каждый из вас наверняка шел сюда с определенными целями, ожиданиями. Вы бы нам очень помогли, если бы написали ваши ожидания от данного мероприятия на одной из сторон вашего бумажного сердечка.

Ну а нашу встречу мы начнем необычно. Мы попросим вас встать в один общий круг.

Игровой тренинг «Передай рукопожатие»

Нам с вами повезло. Мы – люди. А люди – это единственные из живых существ, обладающие чувствами. Чувства живут в нашем теле. Место этих чувств – секретное, но, если быть внимательным к себе, его можно отыскать.

- Что мы делаем когда сердимся? (хмурим брови). Покажите.

- Значит, где живет наш гнев? (между бровями)

- Что мы делаем когда радуемся? (хлопаем в ладоши). Похлопайте.

- Где живет радость? (между ладонями)

Давайте попробуем найти место, где живет хотя бы одно из чувств. Для этого мы передадим друг другу тепло наших сердец через рукопожатия. Я начну с легкого, совсем маленького рукопожатия, вы, в свою очередь можете превратить это рукопожатиев более крепкое и дружеское, или наоборот, ослабить его. Начинаем.

- Что вы смогли почувствовать при рукопожатии?

- Покажите на себе место, где живет то, что вы почувствовали во время рукопожатий.

- Наше чувство найдено!

3. Теоретическое обоснование темы

Мы начали нашу встречу сегодня именно так не случайно, тема нашего мастер-класса «Сохранение психологического здоровья младших школьников в свете реализации ФГОС».

В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов, психологическое здоровье школьников выступает в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение, укрепление здоровья, обеспечение успешного, комфортного обучения ребенка в школе – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Дети младшего школьного возраста находятся в особой ситуации риска: именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физически незрелом организме.

Одной из составляющих психологического здоровья школьников является развитость и зрелость их эмоциональной сферы.

В настоящее время увеличилось количество детей, приходящих в школу с нарушениями эмоциональной сферы. Это агрессивные дети, психически расторможенные или гиперактивные дети, тревожные, ранимые ученики.

Детям с такими проблемами гораздо сложнее воспринимать учебный материал, труднее построить здоровые доброжелательные отношения с одноклассниками и учителями.

Состояние эмоционального благополучия и психологического комфорта младших школьников в значительной степени зависит от учителя.

Эмоционально благополучный человек, как определяют психологи, это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих, спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Основными показателями эмоционального благополучия ребенка в школеявляются:

1. Способность выражать эмоциональные состояния в соответствии с ситуацией.

2. Умение владеть своими эмоциями в различных жизненных ситуациях (саморегуляция поведения)

3. Умение видеть эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать на него.

Сегодня мы предлагаем вам для ознакомления игры и упражнения, направленные на отработку данных умений. Все эти игры и упражнения могут быть использованы вами на уроках в виде физкультминуток, с целью переключения внимания в процессе смены видов деятельности, а также во внеурочной деятельности и при проведении внеклассных мероприятий.

4. Практический опыт с водой

- Предлагаем вам провести небольшой опыт.

Обратите внимание на стоящие на ваших столах емкости с водой.

-В каком состоянии сейчас находится вода? (спокойная, ровная поверхность, не колышется)

- А сейчас мы будем воздействовать на нее, общаться с ней. Постучите по столу.

-Как изменилось состояние воды, что вы видите? (по воде идут круги, появилась рябь)

-А когда мы воздействуем на человека, общаемся с ним, он как-то реагирует на это.

- Вы правы. Человек, как и вода, очень восприимчив к воздействию окружающих. Он отвечает на это воздействие различными эмоциональными состояниями. Которые могут быть положительными – радость, удовольствие, счастье; и отрицательными – гнев, грусть, уныние.

Эмоции – это огромный оркестр.

Грохочет внутри, не смолкает

И нет у нашей души таких мест,

Где этот оркестр затихает.

5. Тренинговые игры и упражнения на освоение практических методов работы с детьми

- Нашим путеводителем в мир эмоций сегодня будет «волшебный сундучок». Я открываю сундучок, ну а вы представьте себя младшими школьниками.

Упражнение «Солнышко»

Для его выполнения нам необходимо построить один общий круг. «Светит солнышко. (Пальчиком рисуем круг и лучики). Пришла туча (ладошкой поглаживаем). Начался маленький дождик (постукиваем одним пальцем), пошел дождь посильнее (двумя пальцами), сильный дождь (всеми пальцами). Стихает дождь (двумя пальцами), еще тише (одним пальцем), туча ушла (ладошкой поглаживаем). Выглянуло солнышко. (Пальчиком рисуем круг и лучики)».

Вывод: Стало ли вам теплее? Зарядились ли теплотой своих товарищей?

Какие чувства и эмоции испытали?

Игра «Гномы»

Каждая подгруппа получает на руки по два листа с изображением лица гномов различных эмоциональных состояниях.

-Скажите, какие эмоции выражают лица гномов?

Подберите для каждого из них, в зависимости от их эмоционального состояния, форму одежды и головного убора, а также его цветовое решение.

Вывод: - Посмотрите, какие цвета у вас ассоциируются с гневом, а с радостью?

- А какие слова притянулись бы как магнитом к каждому из этих эмоциональных состояний?

- Какие из названных чувств вам более приятны?

- Какие чувства вы бы хотели чаще испытывать?

- Что можно сделать, чтобы в жизни было как можно больше приятных чувств?

- Да, приятные, положительные чувства, эмоции делают человека моложе, продлевают ему жизнь.

Игра «Рисование по кругу»

Сейчас мы будем рисовать на одном листе бумаги по очереди. Итак, первый участник должен задумать, чтобы он хотел сказать товарищам и в течении 5 секунд сделать рисунок. Следующий участник пытается угадать, что же хотел он сказать. И дорисовывает начатое первым участником. Третий участник тоже смотрит на созданный рисунок и пытается дополнить уже имеющееся. Наша задача — в полной тишине создать одну общую картинку».

Вывод: Какие эмоции вы испытывали в процессе работы? (интерес, желание, любопытство).

- Посмотрите, есть ли общая идея в каждой работе?

- Команды, удалось ли вам без слов понять друг друга и создать целостный образ?

- Да, зачастую люди могут понимать друг друга без слов. Иногда в них нет необходимости.

Игра «Угадай эмоцию».

Внимание, вы – одна команда. Вы думаете и чувствуете одинаково. Давайте посмотрим, насколько вы едины.

Я раздам вам листочки бумаги. Первый участник пусть напишет вверху какую эмоцию он сейчас испытывает. Загните этот край листочка. Теперь передайте этот листочек соседу справа. Он, в свою очередь, должен написать эмоцию, которою испытывает первый участник. Вот здесь…. Предупреждаю, угадать очень важно и сложно. Затем строчка с написанной эмоцией снова загибается. Листочек опять передается соседу справа пока не вернется к первому участнику.

Итог: Удалось ли команде почувствовать настроение первого участника?

Что помогло понять?

Сколько совпадений было?

- Да, глаза, жесты – зеркало души. Заглянув в них, можно понять, что чувствует человек.

Упражнение «Доброе животное»

Давайте в завершение нашей встречи снова встанем в круг и попытаемся почувствовать друг друга. Для этого нам необходимо взяться за руки. «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.».

Покой души, спокойствие мышленья,

Когда бьет сердце четко в нужный такт,

Приходит чувство - жизнью наслажденье,

И понимание, что раньше жил не так.

Себя взять в руки, выбросить сомненья,

Что лучше жить без злости на судьбу,

Откинуть прочь дотошные смятенья,

И контролировать и радость, и беду.

Испить до дна напиток сладкой жизни

За время нашего короткого пути,

Увы, не каждому удастся в этом мире,

Но все должны мы к этому идти.

6. Рефлексия

А теперь нам бы хотелось вернуться к тому, с чего мы сегодня начали нашу встречу.

Давайте возьмем наши сердечки, только теперь перевернем их к себе обратной стороной. И на этой стороне напишем, что из того, что вы ожидали от этой встречи – оправдалось. Что вы получили от этого мастер-класса?

А сейчас выразите свое отношение к мастер-классу.

Подумайте, чем для вас был тот материал, который мы сегодня вам представили.

1. Участники, для кого наша встреча была «Пустыней Сахарой с зыбучими песками» (Затянет – не выбраться), положите сердечки в желтый кармашек.

2. Участники которые сегодня чувствовали себя, как на американских горках (то вверх – легко и просто, то вниз - и глубоко и сложно), разместите сердца в красном кармашке.

3. Ну а те, кто чувствовал себя как на прогулке по летнему цветущему лугу (было легко и приятно), положите сердца в зеленый кармашек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

2. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. - СПб: Дельта, 1998.

3. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М., 1993. - 64 с.

4. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школе с игрой: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1991.

5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. Генезис. 2002.

6. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000.

7. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2001.