Масагутова Э.А. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ ВО 2-3 КЛАССАХ
Библиографическое описание: Масагутова Э.А. Творческие задания для закрепления таблицы умножения во 2-3 классах // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Введение
Предлагаемый материал составлен в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
В изучении школьного курса математики, впрочем, как и любого предмета, существуют объёмные, достаточно однообразные, но одновременно базовые основополагающие темы. Одной из них является изучение таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка.
Важным звеном в изучении таблицы умножения является формирование мотивации к данному виду деятельности, мотивации учения вообще, ориентированной на удовлетворение интересов, познавательной активности детей.
Развитию познавательной активности при изучении таблицы умножения способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.
В данной работе изложены некоторые способы запоминания, которые позволяют прямо в классе, довольно быстро выучить таблицу умножения.
Для закрепления изученной таблицы умножения предлагаются различные дидактические игры, занимательные стихотворения.
Все изложенные способы запоминания таблицы умножения могут быть использованы в работе учителями начальных классов.
Современный результативный и интересный урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
Всем известны строчки стихотворения С.Я.Маршака:
Таблица
Умножения
Достойна
Уважения.
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире-
И всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Эти строки помогают понять ученикам, что таблица умножения верна всегда, независимо от нашего настроения или каких-либо событий, именно поэтому она и достойна уважения, т.е. её надо учить и уметь применять.
Для этого используем специальные листы с отдельно написанными таблицами на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9 (всего 8 листов), каждый из которых окрашен в свой цвет. Трафарет, под который подкладываются цветные таблицы, представляют собой девятую «переменную» таблицу.
х 2 =
х 3 =
х 4 =
х 5 =
х 6 =
х 7 =
х 8 =
х 9 =
Для удобства все задания раскладываются по их типам и даются, усложняясь, по мере изучения таблицы.
I тип. Чтение таблицы.
1. Какого цвета таблица на 3 (5, 7, 9 и т.д.)?
Цель – активизировать зрительную память, сделать цвет «шпаргалкой», помощником в запоминании.
2. Ритмичное чтение таблицы хором. (С начала, с конца, через пример, медленно, очень быстро, прислушиваясь ка колокольчику или хлопкам, шёпотом, громко, распевно). Проговаривая таблицу вслух, «переводим» её в долговременную память. Чтение таблицы с закрытыми (полностью или частично) результатами.
3. «Найди стишок».
В каждой таблице ищем рифмованные строчки:
пятью пять – двадцать пять
шестью четыре – двадцать четыре
шестью шесть – тридцать шесть
шестью восемь – сорок восемь …
II тип. Анализ таблицы.
Это задания – помощники, которые позволяют найти выход, если что-то забылось.
Например, 3 х 8 =? Ориентируем на ближайший и хорошо запомнившийся случай 3 х 10 = 30. От случая умножения на 10 до примера с умножением на 8 пропущены две тройки. Имеем: 30 – 3х2 = 24.
Сюда также входят переместительный закон умножения, при знаки делимости на 2, 3, 5, «опорные» примеры 2х2, 3х3, 4х4, 5х5, 6х6, 7х7. 8х8, 9х9. Вычисления при запоминании таблицы на 9: 3 х 9 = 3 х 10 – 3, обращение внимания на последнюю цифру в произведении (в таблице на 5- это 0 и 5, в таблице на 6 – 0, 2, 4, 6).
Таблицу на 9 легко запомнить таким образом: запишем вертикально все цифры от 0 до 9, а рядом с этим столбцом то же, но в обратном порядке. Осталось дописать слева примеры и таблица на 9 готова.
09
18
27
36
45
54
63
72
81
90
Хорошим подспорьем пи умножении на 9 служат пальчики: кладём обе руки на стол и при умножении, например, 9х4 = 36, ищем четвёртый пальчик. Перед ним слева осталось три пальца, значит, число десятков 3, за ним справа – шесть пальцев, то есть единиц 6, имеем 36.
При изучении умножения и вытекающих из неё случаев деления удобно составлять таблицу и изготавливать с детьми восьмигранник.
Он помогает понять, как зависят друг от друга компоненты и результаты действия умножения и деления.
III тип. Молчанка.
Эти задания позволяют перейти от внешнеречевого этапа к внутренней речи. Они выполняются молча. Вот одно из заданий. В течение нескольких секунд дети «фотографируют» таблицу глазами. Потом закрывают глаза и как бы «проявляют плёнку» на «внутреннем экране». Затем записывают таблицу по памяти в тетрадь, проверяют себя, исправляют ошибки.
IV тип. Игра.
Цель дидактических игр – закрепление изученной таблицы умножения. Весёлые сказочные герои попадают в различные затруднительные ситуации, помочь решить которые должны дети. Каждая игровая ситуация может быть изображена на плакате для демонстрации всему классу или на карточках для дифференциальной работы с отдельными учащимися. Сюда также относятся
математическое лото, задачи в стихах, задания «Реши примеры. Раскрась любимого героя», «Шифровка», «Математический хоккей», кроссворды и т.д.
Дети с огромным интересом участвуют в составлении таблицы умножения, когда учитель использует яркий демонстрационный материал и занимательные стихотворения.
Литература
1. Саламатова Г.И. Элементы занимательности при изучении таблицы умножения // Приложение к газете «Первое сентября». Начальная школа. – 2004.- №10. – С. 56 – 57.
2. Наталия Ключ Можно ли без мучения выучить таблицу умножения? // Начальная школа. – 1995. - №4. – С. 24 – 25.
3. Окружнова Наталья Математический хоккей // Приложение к газете «Первое сентября». Начальная школа. – 2002.- №40. – С. 13.
4. Азрапкина Надежда Кузька изучает таблицу умножения // Приложение к газете «Первое сентября». Начальная школа. – 2002.- № 34. – С.14.
5. Карасёва Галина Умножаем на 8 // Приложение к газете «Первое сентября». Начальная школа. – 2003.- № 38. – С.2.
Приложение
Насекомые.
Эти насекомые хорошо знакомы нам.
Сколько обуви - смотри!
Сосчитать сумеешь ты?
Мухи, жук и мошки
Обули сапожки,
Боты для работы,
Туфли с каблуками,
Чтоб плясали с нами.
Бабочки – тапочки,
Божьи коровки – лапотки с верёвками.
Пчёлки на ножки обули босоножки.
Комарики – толкуны,
Кузнечики – прыгуны
Для спорттренировки –
Кеды и кроссовки.
Стрекозы сандалии,
Чтоб легко летали,
Муравьишки маленькие
Натянули валенки.
Н.В.Петкевич
У насекомых 6 ног, поэтому будем считать обувь шестёрками.
6 – первый множитель, а вторым будем количество разных насекомых.
1 жук в ботах, (6 х 1 = 6)
2 мухи в сапожках, (6 х 2 = 12)
3 мошки в туфлях, (6 х 3 = 18)
4 бабочки в тапочках, (6 х 4 = 24)
5 божьих коровок в лапотках, (6 х 5 = 30)
6 пчёлок в босоножках, (6 х 6 = 36)
7 комариков в кедах, (6 х 7 = 42)
8 кузнечиков в кроссовках, (6 х 8 = 48)
9 стрекоз в сандалиях, (6 х 9 = 54)
10 муравьёв в валенках, (6 х 10 = 60)
Получилась таблица умножения на 6.
Матрёшки
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!
С.Я. Маршак
Эти куколки-сестрицы
Помогут нам в составлении таблицы.
Учитель имеет 10 рисунков большой матрёшки, для работы на доске.
- Сколько матрёшек находится в одной? (8) Это первый множитель.
А второй множитель – это первая большая кукла.
Учитель показывает на куколок, стоявших нам столе.
- Сколько здесь матрёшек? (8)
- Где они поместились? (В одной матрёшке.)
- Какой получим пример? (8 х 1 = 8)
И т.д. до последнего примера столбика 8 х 10 = 80.
Получилась таблица умножения нам 8.
Математический кроссворд
1. Какое математическое действие нужно выполнить, чтобы найти произведение?
2. Результат умножения.
3. Число, которое умножается нам другое.
4. Закон умножения.
5. Математическое действие, обратное умножение.
6. Закон умножения.
7. При умножении на какое число получается это же число?
Игра «Шифровка»
Ученики находят произведение чисел, записанных в одном столбике, находят соответствующие им значения букв, пользуясь данным шрифтом, и читают слово.
Если школьники расшифруют все слова, то они прочитают пословицу: «Без муки нет науки».
Очень важно в шифре указать также значения, которые не будут использованы. Это значения-провокаторы. Они нужны для того, чтобы учен6ики не подгадывали ответы в последних примерах, а считали.
Игра «Математический хоккей»
Учитель объясняет: нужно решить примеры, записанные на кружках. Каждый правильно решенный пример – гол. Кружки переворачиваются. С обратной стороны они чёрные, как шайбы.