Куклина Е.В. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, -
спроси, что ты можешь сделать для своей родины»
Джон Кеннеди
К. Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким, наиболее сильным чувством в человеке, «общественным цементом», который «связывает людей в честное, дружное общество». «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека».
Опираясь на Концепцию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020гг.», важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотическое воспитание наиболее актуально для начальной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. К. Д. Ушинский считал главной задачей школы воспитание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу.
В этом заключается государственный подход и роль каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.
Безусловно, любовь к своей Родине, к своему городу необходимо прививать уже с самого детства. Но, к сожалению, во многих семьях эта тема не затрагивается. И поэтому именно учитель начальных классов должен с самого первого урока воспитывать в детях уважение к стране, в которой они живут.
Но патриотическое воспитание заключается не только в любви к Родине. Эта тема очень обширная. Она охватывает такие глобальные вещи, как уважение и почитание ветеранов и обычных пожилых людей; бережное отношение к природе; взаимоотношения между людьми и многое другое.
Давайте попробуем ответить себе на вопрос «Что значит любить Родину?» Ведь от ответа на этот вопрос зависит очень многое. Любить Родину, это значит, знать о её прошлом, жить её настоящим, думать и работать над её будущим. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. Говоря о России, не стоит забывать и о своей малой родине – месте, где мы родились и живём сейчас. У кого-то – это большой индустриальный город, а у кого-то маленькая деревушка.
Основная задача учителя начальных классов и состоит в том, чтобы помочь маленьким гражданам нашей страны научиться уважать и любить всё в своей стране.
Как сразу из наваленной груды кирпичей невозможно построить дом, так и взрослого человека невозможно приучить сразу что-то любить. Человека нужно обучать любить с самого рождения. Хороший, крепкий дом построится, только если кирпичики класть близко-близко друг к другу. Так же и с людьми. Человек вырастет порядочным, воспитанным и вежливым, если с самого рождения приучать его к этому.
В программах начальной школы особенно дают возможность проводить беседы на тему гражданско-патриотического воспитания такие предметы, как окружающий мир, история и даже чтение. Например, уже в первом классе даже на предмете окружающий мир следует проводить беседы:
§ о пользе растений,
§ о помощи природе,
§ о правилах поведения в общественных местах,
§ о том, что пожилым людям нужно уступать в транспорте,
§ о том, что чужой труд нужно ценить и о многом другом.
До детей важно донести за время обучения в начальной школе, что любовь к Родине – это очень обширное понятие, что начинается всё с мелочей. Поднял на улице бумажку – помог не только дворнику, но и природе. А помог природе – помог всем людям, живущим в этой природе. Совершенно не означает, что человек вырастет и будет любить только свою Родину, а, приезжая в другие страны, будет вести себя дурно. Ни в коем случае. Человек, уважающий свою страну, свой город, свой народ в другой стране будет вести себя также порядочно, также уважительно.
К сожалению, условия, в которых сегодня находится российское общество, неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Во многом общество, в том числе и образование, само несёт ответственность за то, в каком положении оно сейчас оказалось.
В нашей стране, конечно, есть и учителя, и родители, которые стараются вырастить своих детей воспитанными, умеющими ценить то, что у них есть. Но таких - сейчас гораздо меньше, чем хотелось бы. Да и само слово «патриотизм» всё реже и реже стало употребляться. Люди стали воспринимать это очень конкретно: человек отслужил в армии – да, он выполнил свой так называемый долг, он военный, но при этом этот совершенно спокойно может сидеть в автобусе, когда рядом с ним стоит бабушка или женщина с тяжёлыми сумками. Но он же выполнил свой долг.
Таких примеров можно привести очень много. Да, но нужно ли в начальной школе приводить такие примеры, если у детей не сформированы самые основные ценностные установки? Я думаю, что всё – таки учитель начальных классов, если он сам правильно воспитан и умеет ценить и почитать всё, что его окружает – это именно тот человек, кто может хоть самую малость вложить в головы детей, привить (если дома его этому не научили) самые основные патриотические чувства.
И если каждый будет хоть иногда задумываться о том, что он сделал для своей страны, а не только для себя, то и жизнь будет чище, лучше и спокойнее.
Безусловно, в рамках учебных дисциплин в начальной школе каждый педагог сам выбирает, как организовать работу по гражданско-патриотическому воспитанию своих учеников на уроках. Но в связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения не менее важное значение имеет и внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитатель-ного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Наиболее часто используются следующие формывнеурочной деятельности младших школьников:
· классный час;
· проекты;
· праздники;
· соревнования;
· конкурсы;
· экскурсии;
· посещение выставок, концертов;
· встречи с интересными людьми;
· беседы, просмотр фильмов, творческие задания;
· туристско-краеведческая деятельность.
В 2012 году я начала работать по ФГОС, и в учебный план были включены часы внеурочной деятельности. Я выбрала духовно-нравственное направление, которое считаю наиболее востребованным в современном обществе, и стала заниматься вопросами патриотического воспитания в рамках кружка «Страна граждан». Моя задача, как учителя, заключалась в том, чтобы правильно организовать занятия в данном направлении. Целью моих занятий является введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре; воспитание в духе уважения к своим историческим корням и героям нашей истории.
Ежегодно в рамках реализации программы кружка «Страна граждан» мы с обучающимися готовимся к мероприятиям по патриотическому воспитанию, приуроченным к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества и другим. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее.
Главное направление всех мероприятий – это сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа.
Из своей практической работы в этом направлении хочу поделиться опытом участия в республиканской молодёжной патриотической акции «День Героев Отечества».
Для участия в мероприятии в рамках кружка была проведена большая работа, состоящая из нескольких этапов.
I этап - экскурсия по памятным местам нашего города. В ноябре мы с ребятами посетили экскурсию по Саянскому кольцу, где познакомились со всеми достопримечательностями нашего города, в том числе побывали у памятника павшим воинам в годы Великой Отечественной войны.
II этап – цикл занятий, посвящённых Героям Отечества.
1 занятие. Дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
3 декабря – памятная дата «День неизвестного солдата». Фраза «никто не забыт» нанесена на тысячи памятников по всей стране. Однако мало кто знает, что истории неизвестных солдат окружают нас и в ежедневной жизни.
9 декабря – официальный праздник в России, который носит название «День Героев Отечества». Своих героев надо знать в лицо. Люди, совершившие великое благо – подвиг во имя страны, её граждан достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за своё Отечество, породившее истинных героев. Их подвиг определяет наше самосознание – мы великая нация, великая страна!
2 занятие. Просмотр видеофильма «Дети войны», беседа.
3 занятие. Поиск материала о Героях Отечества, изучение истории подвига, рассказы детей.
4 занятие. Составление краткой истории о каждом Герое. Оформление внутреннего содержания листовки. (Рисунок 1)
5 занятие. Оформление листовок в виде солдатских писем-треугольников с информацией о Герое. (Рисунок 2)
III этап – участие в патриотической акции «День Героев Отечества».
Участники акции раздают прохожим листовки с информацией о Герое.
Проведение таких мероприятий не проходит бесследно. Они оставляют отпечаток в душах наших учеников. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.
Время неумолимо идёт вперёд, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники в настоящее время мало знают о подвигах героев Великой Отечественной войны. Возникает постоянная необходимость приблизить немеркнущие подвиги народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, приобщить их к истокам героизма дедов, укрепить живую связь времен и поколений.
Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.
Чем глубже, полнее, ярче и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными окажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а – главное – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.
И пусть каждый наш воспитанник с чувством гордости и уважения к своей стране скажет:
· Я, гражданин России, - патриот, которому небезразлична судьба страны, в которой живу.
· Я, гражданин России, - труженик в учебном кабинете школы, в кружке, в творческом коллективе.
· Я, гражданин России, - достойный человек, духовно богатый, воспитанный, культурный, добрый.
· Я, гражданин России, - значит, образованный, просвещенный человек, хорошо знающий историю своего Отечества, культуру, традиции.
· Я, гражданин России, - защитник своей чести, достоинства, родных, слабого, природы, которая меня окружает, и, конечно, своего Отечества.
В заключении отмечу, что возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у младших школьников патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности учителя начальных классов в этом направлении огромно.
Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.
Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть.
Нам есть чем гордиться, есть о чём рассказывать детям.
Рисунок 1. История о герое
Рисунок 2. Листовка
Листовки изготавливаются на обычном принтере и складываются по следующей схеме
В поле «Адрес получателя» написано, что они адресованы всем ныне живущим, чтобы помнили, гордились, хранили.
В поле «Обратный адрес» написана контактная информация об участниках акции.
Библиографический список
1. Гревс Т. М. Экскурсионные методы. Формы познавательной деятельности. / Т.М. Гревс. – М.: Наука, С. 9-12.
2. Кадашникова Н. Ю. Воспитываем патриота и гражданина. Волгоград: Учитель, 2009. 221 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 29 c. (Стандарты второго поколения)
Куклина Елена Викторовна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5, Россия, Республика Хакасия, г. Саяногорск.